Поиск

пятница, 15 апреля 2022 г.

Maps

Название: Maps (Звездные карты)
Тип: 4 OVA по 30 мин.
Жанр: приключения, фантастика, эччи, драма
Год: 1994
Студия: TMS Entertainment
World Art 

 

Когда Токишиму Гена поставили перед выбором – либо обмотаться черным пакетом, либо отправиться покорять космос в поисках загадочного артефакта – он долго не думал. Написал родителям записку, прихватил для компании подружку и помчался навстречу приключениям. Видать, это в нем кровь предков взыграла. Они, если верить экспозиции, бороздили просторы космоса и даже составили карту, которую разобрали на части, раскидали по всему свету, а координаты первого куска зашифровали в ДНК Гены. Сам он этого, конечно же, не знал, одна залетная блондиночка рассказала, перед тем как пригрозить посмертным пакетом. Сама она вообще-то корабль, сбежавший от сестриц-товарищей, и очень хочет найти Исток Света, чтобы одолеть некое Мистическое Единство. Разве можно отказаться от участия в таком увлекательном квесте?

О космических скитальцах снято мало. Кроме бессмертной классики «Космический пират капитан Харлок», «Космический крейсер Ямато» да «Галактический экспресс 999», что забавно, одного автора, и вспомнить-то нечего. Разве что «Легенду о героях Галактики». Обожравшись космооперами еще в 70-х – начале 80-х, зритель сыто закусывал бесконечными продолжениями и спин-оффами перечисленных сериалов, многочисленными «Макроссами» и «Гандамами», которые были больше меха, нежели космос. Им вдогонку неслись самостоятельные OVA всевозможных жанров, от комедии до хентая. К началу 90-х стабильно выходило по три меха-сериала, но от космической тематики индустрия отошла, лишь одинокие тайтлы проносились, как кометы: красиво, ярко и очень быстро. Это «Трансформеры: Виктори» в 1989, «Космический рыцарь Теккамен Блейд» в 1992, «Безответственный капитан Тайлор» в 1993. Клепать еще больше историй о черном вакууме просто не было никакого смысла. И вот в 1994 году в этот потерявший драйв и популярность клуб скромно вкатились «Звездные карты». Учитывая, что авторы не решились забубенить очередную эпичную космооперу или вандаммовским пинком хряснуть по шаблонам, никакого фурора аниме ожидаемо не произвело.
Сняты OVA по мотивам 17-томной манги Хасэгавы Юити, которую он создавал на протяжении 10 лет, начиная с 1985 года. Причем это его первая долгоиграющая работа. Несмотря на то, что и она, и ее автор весьма популярны на родине, никто из забугорных пиратов «Картами» не заинтересовался: нет ни перевода, ни сканов.
Аниме – это режиссерский дебют Нисидзавы Сусуму, который через пять лет снимет еще более скомканную и бестолковую короткометражку по другой многотомной манге (Me-gumi no Daigo: Kajiba no Baka Yarou). Остается только развести руками и смириться с тем, что потолок бесталанности не был пробит ударным японским гамбаримасом.
О большинстве персонажей сказано полслова, показано полкадра. Ген – классический ОЯШ, который ровно никакой, как ноль на шкале. В смысле его даже стандартными ояшевскими характеристиками обласкать не получится, среднестатистический статист. И на грудь никому не падает, и в своей нежной ранимой душе не ковыряется. Чудосилушкой обделен так же, как и рефлексией. Сказали прыгать в пепелац и разыскивать части пазла-карты, он и побежал волосы назад. И поди разбери, хорош такой герой или не очень. Хвалить за поведение адекватного человека слишком жирно, а ругать-то и не за что. Можно разве что попенять, да и то скорее авторам, что уж очень быстро он поднаторел в науке космического приключенства, всего-то за год.
Без подружки и вовсе можно было обойтись. Барышня еще более неописуемая, чем ее ухажер. Ну разве что тоже без педали тормоза и чувства самосохранения, иначе ломанулась бы она вслед за своим Геной, как жена за декабристом? Те хоть в Сибирь ехали, а тут аж за Солнечную систему парсеки мотать.
Липумира, женщина-корабль, умудрилась на протяжении всех эпизодов что-то делать, но при этом не раскрыться. И воительницей в бикини себя показала, и фансервисом порадовала, и даже на трагический флэшбэк расщедрилась. Но целую книгу об этом не настрочишь. Боролась, любила, страдала. Обычная рус… космическая баба. Ей бы в команду «Сол Бьянки», напарницей-кораблем.
Присутствие довольно крипотного покемона вообще ничем не оправдано.
Враг, в лице то бывших коллег Липумиры, то беспринципного пирата в виде очень злой дыньки с приспешниками-арбузиками (серьезно!), раскрыт и того меньше. БОльшая часть персонажей выпиливается раньше, чем успевает хоть как-то себя показать.
Виноват в этом сценарий, который периодически уходил в сторону от основного квеста и много времени уделял тому, что вообще стоило вырезать. Вот зачем зрителю политические интриги государства под названием Исна? Оно возникает как лежачий полицейский посреди хайвея: резко и неуместно. Вместе с ним появляется тот самый пират и экшен без разъяснений и рассусоливаний: зрителя просто закидывают в ситуацию, где есть хорошие и плохие, задача первых бежать что есть сил, а вторых – палить по ним изо всех арсеналов. Можно ли было оставить движ и дыньку без спасения какой-то там принцессы неведомой страны? Можно. Вышло бы даже лучше и без ущерба для сюжета.
Возможно, авторы боялись однообразия, но лишними персонажами и сюжетными линиями схему повествования они всё равно не сломали. Герои встречают врага, побеждают, приходят в себя, меняют локацию, встречают врага, побеждают… В последней серии эта круговерть набирает такие обороты, что превращается в массовую заварушку с пальбой и сюжетными твистами. Рецепт классического сенэна.
Правда, в нем обычно главный герой запоминается больше, а финальная битва более эпична. Кроме того, в экшен-сценах то ли из-за не очень удачной режиссуры, то ли из-за бюджетной рисовки иногда сложно разобраться. OVA ведут себя так, будто им по большому счету плевать на зрителя, а сам зритель находится в положении подглядывающего в замочную скважину. Удовольствия просмотру это не добавляет.
Местами очень сложно удержаться от фэйспалма, до такой степени тупо творящееся на экране. То вооруженные враги как обычно не могут попасть по главному герою, даже если он прямо под носом. То у персонажей потрясающе мертвая реакция на происходящее.
Слишком большие временные интервалы тоже портят впечатление: 

«Прошел год с тех пор, как мы впервые встретились. Странно, правда? И за это время мы нашли две Звездных Карты, которые я искала на протяжении 300 лет». 

Это и впрямь странно! А уж еще 900 лет до этого, на протяжении которых незнамо что происходило, и вовсе сбивают с толку. Интервал в 5-10 лет был бы гораздо правдоподобней.
Мистическое Единство тоже отнюдь не мистическое, да и не факт, что единство. Если верить Вики, то его полное название 銀河伝承族 (ginga denshouzoku), то есть галактика + фольклор + племя/род. Похоже, что это суперкомпьютер (вероятно, очередное великое творение давно умершего создателя, которое он запрограммировал на что-то хорошее, но устройство переполнилось багами и поехало операционкой), а жуткие и очень опасные бошки что-то вроде запчастей и оружия в одной сборке. Так это или нет, без прочтения манги узнать невозможно. Хорошая новость в том, что на восприятие OVA загадка истинной сущности Мистического Единства (как оно названо в русабе) никак не влияет, потому что герои попросту не успевают до него добраться.
Главный плюс картинки – живые корабли. Их дизайн, вероятно, вдохновлен статуэткой богини Ники с капота автомобилей марки Rolls-Royce.

Не менее интересна идея визуализировать повреждения корабля, показывая их как настоящие ранения на человеческом теле этих же самых кораблей. Это дает понять, насколько вообще серьезна ситуация, создает напряжение и, хоть и весьма грубо, повышает градус сопереживания персонажу.
Всё остальное, к сожалению, выглядит так себе, и остается только представить разочарование зрителей, которые увидели рекламные постеры, выполненные Урусихарой Сатоши, и подумали, что аниме нарисовано так же здорово.
Музыка на удивление очень атмосферная и качественная.

 

Мидзусима Ясухиро, исполнивший песню опенинга, будто всей своей манерой говорит: «Я – ностальгия, с меня музыка, с тебя скупая слеза» или «Да, я устарел, но всё равно прекрасен, только послушай, как я шуршу согласными, и прочувствуй эти рифы». 

 

С эндингом вообще случилась неведомая метаморфоза. В первом эпизоде под приятную мелодию пустили загадочный видеоряд. Космический пейзаж движется, но руки арфистки не анимированы, из-за этого теряется часть очарования и возникает неуютное ощущение какой-то неправильности. Хотя задумка очень удачная: заставка бюджетная, но при этом красивая. Однако в оставшихся эпизодах ее заменили совсем уж безынтересными розово-голубыми разводами на полотне звездной черноты под композицию опенинга.
К слову, поскольку запланированное продолжение так и не было снято, в опенинге можно заметить персонажей, которые не попали в аниме. 

 Наверно, это те самые мистикоединые бошки.


А в американском релизе название еще и написали латиницей, как бы интегрировав перевод в саму заставку. Задумка хорошая, но дизайн надписи просто ужасен. 

Оригинал

Самодеятельность

Оригинальный опенинг



«Звездные карты» при всех своих изюминках не западают в душу и теряются где-то между прочими OVA и сериалами о космических приключенцах. Они стараются быть атмосферными, загадочными, динамичными и даже немного провокационными (ведь без соска крупным планом вполне можно было обойтись). Но при этом остаются очень примитивной и детской сказкой, рейтинг которой пытались поднять за счет кровищи и голого тела. Это куда проще, чем создавать харизматичных персонажей с богатым внутренним миром и лихо раскручивать сложный сюжет. Писучего восторга такая вещь не вызовет, никаких откровений не подарит. Но если вам хочется без напряга скоротать вечер в компании очередных авантюристов и вы не против забыть их на следующий же день, четыре получасовых серии не самый плохой вариант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий