Поиск

среда, 15 апреля 2015 г.

Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone

Название: Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone (Жар-птица 2772: Космозона Любви, Firebird 2772: Cosmos Zone of Love)
Тип: полнометражный фильм, 122 мин.
Жанр: фантастика, приключения, драма
Год: 1980
Студия: Tezuka Productions



Там во дворце живет жар-птица
И людям дарит свет…
(с) Н. Королева «Маленькая страна»


Кажется, проще покорить Антарктиду, чем написать рецензию на работу Тэдзуки. Если мозг девственно чист, а память не замутнена какой-либо информацией, смотреть одно удовольствие. Если же вы ушли от состояния "пырить под поп-корн", то на протяжении всего действа вы будете ДУМАТЬ. Потому как стоит перестать это делать, и происходящее мгновенно превращается в необузданный бред больного сознания, а уж чем-чем, а подобным Тэдзука не страдал и в помине. Напротив, как замороченный экспериментатор, гуманист и перфекционист, Тэдзука снимал натуральные капусты – сто одежек смыслов и не меньше идей. Щедро пихал туда же намеки, отсылки, цитаты, а потом честно (для него-то это было просто) говорил в интервью, что сюжет проще пареной репы. К сожалению, мое нынешнее знание языка не позволяет отыскать и прочесть какую-нибудь километровую монографию (она есть, я верю!), посвященную творчеству этого гениального человека, но когда-нибудь я все же надеюсь это сделать и прояснить хоть что-то из заковыристого клубка авторских замыслов. Пока что остается только догадываться и предполагать.
Итак, чтобы потом не было мучительно больно, предлагаю сразу расставить все точки над ё. "Космозону" (или "Космоозон", это еще один вопрос из бесконечного списка) нельзя воспринимать как научную фантастику. Не "не стоит", а именно "нельзя". Сам Тэдзука называет свою работу сказкой, а скорее даже притчей, и даже если бы он этого не говорил, аниме гораздо ближе к последнему, чем к НФ. Да, есть роботы, город будущего, космические корабли, эпичные сражения, однако разница в сути. И по этой сути работа имеет целью не рассказать о каких-то достижениях прогресса или невероятных приключениях героев, а затронуть тему вечных ценностей. Вечные ценности и философские вопросы, на которые, как полагается, нет ответов, Тэдзука обожал.
По заявлению самого Тэдзуки, это вообще вариация на тему «Пиноккио». И если так, то главных героев здесь двое: собственно, сам протагонист и гиноид Ольга, по сути очеловеченная кукла, как Пиноккио.
Кроме того, «Космозона любви» - это оригинальная история, не имеющая ничего общего с одноименным комиксом. Тэдзука хотел поэкспериментировать с анимацией и спецэффектами, поэтому сделал сюжет не слишком запутанным. Мне, как человеку, далекому от производственной стороны индустрии, кажется, что как раз в сложных, многогранных фильмах и есть бесконечный простор для экспериментов, но раз так заявил сам автор, спорить глупо.
Если говорить о технической стороне вопроса, то для 80-го года фильм гениален. Он вызывает восторг даже сейчас, когда и 5D никого не удивишь.
Ротоскоп*, комбинированные съемки, компьютерная анимация и бездна труда – вот рецепт шедевра на все времена. Компьютерная графика, которая сейчас в 90% случаев выглядит коряво и нелепо, здесь очень к месту и совсем не бросается в глаза. Ее вполне можно не заметить при первом просмотре. Большая часть была применена в сцене битвы с Фениксом, и для того, чтобы постичь секреты этой технологии, аниматор специально ездил в США.
Впрочем, как бы ни была совершенна «Огненная птица» в визуальном плане, гораздо большее значением здесь имеет содержание. Сюжет, казалось бы, незатейлив, но в нем очень тесно сплетено множество жанров, казалось бы, несовместимых друг с другом. К примеру, Тэдзука просто виртуозно сочетает жуткую драму с песнями и танцами, учитывая, что первое тяжело смотреть даже взрослому, а последнее, как считается, годится лишь для детей.
Здесь много цитат и заимствований из кино. Да что там, на создание образа Феникса Тэдзуку вдохновил допотопный советский мультфильм «Конек-Горбунок».

На скане ошибка, мультфильм вышел в 1947 году.








Фильмы Тэдзуки – это послания. «Птица» не исключение. В ней спрятано, случайно или нарочно, столько смыслов, что хватит на 10 просмотров и еще останется. Это действительно не столько фантастическое приключение, сколько притча. А притчи надо еще уметь читать.
Наверняка неслучайно подобраны имена женских персонажей, хотя по-японски они звучат как Оруга и Рэна.
Ольга – святая, блондинка, ближе к концу превращающаяся в Деву Марию.
Елена – коварная красавица, явно отсылка к Елене Прекрасной, из-за которой развязалась целая война. Погибает в огне (геенна огненная).
Ольга также немного напоминает бодхисаттву Гуаньинь (она же Каннон).

Среди "второстепенных" божеств особым почитанием пользовалась бодхисаттва Гуаньинь. Это божество называли также "Цзю ку, цзю нань", что значит "Спаситель от страданий, спаситель от несчастий". По традиционным верованиям, тот, у кого случилось горе, должен всем сердцем взывать к Гуаньинь, и, если божество услышит, к несчастному снизойдет утешение. Этому божеству молились кающиеся грешники, надеясь, что оно спасет их от адского пламени, которого иначе не миновать; ему молились терпевшие бедствия во время наводнений и кораблекрушений; ему молились женщины, мечтавшие иметь детей.
Божеству Гуаньинь приписывалась чудесная способность к перевоплощению. В облике человека или другого живого существа оно могло появиться повсюду, чтобы нести утешение, избавление от мук, чтобы прощать и любить.
Гуаньинь чаще всего изображали в образе женщины (иногда с ребенком на руках). О ее происхождении ходило много легенд.
В различных районах Китая встречались самые разнообразные изображения бодхисаттвы Гуаньинь. Самым фантастичным и таинственным было изображение тысячерукой Гуаньинь. Многочисленные руки, головы и глаза божества символизировали светлую силу добра и благородства, ибо способы помощи ближним бесчисленны, а пути проявления сострадания безграничны.
Гуаньинь покровительствовала также материнству. Буддисты считают, что если женщина желает иметь сына, пусть она с поклонами и почтением принесет свои мольбы Гуаньинь, и тогда через определенный промежуток времени она родит сына, отмеченного счастьем, умом, добродетелью. Вот почему Гуаньинь нередко изображали с ребенком на руках и на коленях.(с)


Впрочем, даже если забыть обо всех смыслах и намеках, Ольга очаровательна. Она сочетает в себе японскую няшность и русскую душу. А как красиво она двигается! Определенно один из самых ярких, теплых и обворожительных персонажей аниме-индустрии.
И снова центральной темой Тэдзука провозглашает любовь. Любовь к брату, любовь к женщине, любовь к самой жизни, ко всему живому. Когда рушится целый мир, Тэдзука ясно дает понять, что даже если все вокруг разрушено, пока живет любовь, мир выстоит. И эта аксиома плавно перетекает в тему спасения и перерождения.
Как тонко птица тестирует Годо. Показав ему, что все во Вселенной живое, увидев, как он любит робота, уговаривает его не возвращаться на Землю. Годо же хочет возродить ее, потому что она тоже жизнь. Жизнь, которая нуждается в поддержке.
А как она предлагает ему стать бессмертным, просто жить долгие тысячелетия и ждать, когда возродится Земля. Спасти. Не ждать, не искать новое, а спасти то, что есть. Сохранить землю такой, какой мы ее знаем и любим. Эту же мысль Тэдзука несколько лет спустя озвучит в «Кнопке».
И в первую очередь сила не в деньгах, как говорил Данила. И даже не в правде. Сила в сердце, сила в вере, сила в мужестве идти до конца и бороться за то, что тебе дорого. Сила в чести и благородстве.
Все мы живем для того чтобы получать уроки, а затем сдавать экзамены. Вам никогда не приходило в голову, что жизнь – это тоже своего рода школа? То есть не просто фигура речи, а своеобразное учебное заведение. Провалил экзамен и остался на второй год. Упрощенную схему можно увидеть в самом начале фильма. Неправильно сложил – атата, верно посчитал – птички поют, зверушки радуются. Очень наглядно. Отсюда и следствие – все злодеи будут наказаны, все негодяи получат по заслугам.
Как, например, Рокка, который до самого конца не видит очевидных вещей, только потому что те не вписываются в его систему координат. А ведь все так просто. Казалось бы, протяни руку, и вот оно, решение. Но Рокка слеп. И даже физическая слепота не дает ему прозрения.
Или Волкан, безжалостный убийца, моральный урод, сожжен все в том же пламени, как грешник.
В качестве противопоставления им - начальник трудового лагеря. Капитан, никогда не покидающий своего даже тонущего корабля. Капитан, который сам подчиняется своим правилам. А это достойно уважения. Только подумайте, в такой грязи, и волевой, принципиальный человек.
Потому все материальное ничтожно, все, что создано человеком, просто тлен. Эта игрушечность показана при помощи визуальных приемов, когда рушащиеся города напоминают нагромождение рассыпающихся кубиков, а континенты трескаются как скорлупки.
Вода – еще один инструмент для создания настроения, для передачи зашифрованных посланий. Как отчаянно бьются о берег волны, когда еще ничего не решено, когда будущего как будто бы нет, и как тихо, осторожно и ласково они лижут песок в самом финале, словно успокоившись, когда Ольга поднимает на руки дитя и медленно уходит.
И здесь надо отметить, что понятие греха, воды и ребенка тесно связаны. Но различаются в зависимости от религии. К примеру, в христианстве считается, что ребенок рождается невинным, ребенок сам по себе символизирует чистоту (вспомните ангелочков). А вот в синтоизме дети, умершие в раннем возрасте или не рожденные в результате абортов, считаются грешными. Вернее, не столько грешными, сколько еще не нажившими благих дел. А посему они не попадают в рай, а отправляются к реке Сай-но кавара, где складывают горки из камней, имитирующие пагоды, и на каждом камне приговаривают молитву сначала за здоровье отца, потом матери и далее всех родственников по отдельности. Так они работают весь день, а с наступлением сумерек приходит демон с железной дубиной и начинает разбивать постройки. От него детей спасает Дзидзо, пряча их в своих одеяниях.
Вода, причем в виде реки как воды не абы какой, а именно текущей, присутствует даже в греческих мифах. И снова нет единства мнений и верований. Если Стикс является рубежом (привет Рубикону, тоже реке небезызвестной) и никоим образом не смывает грехи, то в синтоизме река Сандзу, так же разделяющая мир живых и мир мертвых, еще и служила неким кармическим наказанием во искупление. То есть люди, творившие добрые дела, переправлялись по мосту (символично при этом не касаясь воды вообще, им просто нечего было ею смывать), люди средней нехорошести – вброд (то есть не так много нагадил, а потому можно просто ножки омыть), а совсем злодеи – через глубокие воды, кишащие драконами.
Вода не тронула ни Ольгу, ни Годо.
И, наконец, солнце встает над океаном, освещая спасенную жизнь.

«Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной и Дух Божий парил над водами. Бог сказал: «Да будет свет!», - и появился свет».

Изначально Земля, может, и была создана богом, но теперь ее судьбу решает человек (и снова в «Кнопке» бог разводит руками перед человеком, бессильный, слабый, уже не творец, а наблюдатель). И у Тэдзуки Землю спасает не Феникс, всемогущее существо, а человек. Человек с чистой душой, добрым сердцем, которого никакому Фениксу-богу никогда не превзойти и не победить. В таком крошечном, жалком создании скрыто бесконечное могущество. Вопрос только в том, куда и на что его направить.
В цифре названия специалисты по нумерологии тоже найдут много интересного.
Да, в «Фениксе» много детского, он действительно снимался для младшей аудитории, еще в то время, когда аниме не было предназначено даже для подростков. Поэтому и гнетущую атмосферу разбавляют три забавных инопланетянина, а не, скажем, сексуальные красотки и сальные шуточки.
В плане музыки Тэдзука решил взять пример с Диснея и отдал предпочтение классике. И не просто пустил композиции фоном, а будто бы выпустил музыку на первый план, а видеорядом просто оформил, как книгу иллюстрациями.
Меньше слов, больше дела – вот девиз Тэдзуки, в работах которого можно встретить множество сцен, срежиссированных как в немом кино: герои действуют молча, но под музыку. Без слов начинается «Космозона любви», как потом будет начинаться «Галактическое расследование». Иногда в таких приемах больше Диснея, особенно когда в сцене участвуют животные или похожие на них существа. Но мюзикл происходящее, к счастью, не напоминает.
К слову, чудные звери, в отличие от большинства неведомых созданий в аниме, не просто маскоты и спутники ГГ, а продуманные персонажи с яркой индивидуальностью. Дизайн стоит отдельной награды, потому что науке до сих пор не известно, как Тэдзуке удавалось выдумывать столько неповторимых и удивительных существ, да еще и в таких количествах.
«Птица», пусть меня забросают камнями, как Библия. Не опошленная бесконечными гонениями еретиков, поборами в пользу попов и войнами за религиозную чистоту, а Библия в истинном смысле этого слова. Бесконечный кладезь заветов, энциклопедия жизни, учебник милосердия и любви. Где-то горький, где-то страшный, где-то невыразимо трагичный. Но он для всех, абсолютно для всех и каждого, от детей до стариков, от восторженных мечтателей до усталых скептиков. Глубокая, бесконечно богатая работа, которая каждый раз открывает зрителю новые грани.


*Ротоскоп – проектор, позволяющий аниматору обводить кадры натурной съёмки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий