Поиск

пятница, 9 ноября 2012 г.

Каратэ-пацан

Название: Каратэ-пацан (The Karate Kid, Kung Fu Kid, Парень-каратист)
Тип: полнометражный фильм (США, Китай)
Жанр: семейный, драма, боевые искусства
Год: 2010



Дрэ с матерью перебираются из Детройта в Пекин, но у мальчика в первый же день начинаются одни сплошные неприятности: он знакомится с девочкой, которая нравится одному крутому пацану, получает от него по рогам, ругается с матерью, не говоря уже о том, что он ни черта не понимает по-китайски. Да и народ весь сплошь и рядом владеет кунг-фу так, что обзавидуешься. Но не все так плохо – добрый слесарь в лице Джеки Чана договаривается с тренером негодяев, что если Дрэ выступит на турнире по кунг-фу, его оставят в покое. И начинаются долгие тренировки…

Совершенно непонятно, с чего вдруг каратэ и кунг-фу стали идентичны. Немного загружу историей. Термин «кунг-фу» появился в китайских текстах только в ХХ веке, до этого писалось «у-и» и реже «у-шу». Основателем этого боевого искусства считается индийский монах Бодхидхарма. Кунг-фу считается также не столько боевым искусством, сколько мировоззрением и философией, образом жизни. В настоящее время кунг-фу и у-шу обозначают одно и то же. Каратэ же иероглифически пришло из Китая в Японию в ХХ веке. История такова: давным-давно Окинава была центром независимого королевства Рюкю, которое имело тесные торговые связи с Китаем, но потом было завоевано Японией. Партизаны в лице китайцев вели постоянную борьбу с завоевателями и активно учили единомышленников у-шу. Тогда еще использовалось холодное оружие вроде ножей, шестов, нунчаков. Ну а после окончательного завоевания Окинавы ниппонцы обратили внимание на горячих мускулистых парней и подумали, что неплохо было бы внедрить у-шу повсеместно. Потом к тому же на Окинаве началась тяжелая экономическая ситуация, и владеющие то ли еще у-шу, то ли уже каратэ ребята стали расползаться по всей Японии, перетаскивая с собой свои умения. Ну и само каратэ уже стало не столько боевым искусством, а скорее гимнастикой.

Весьма странно смотреть фильм с Джеки Чаном без единой шутки и прикола. При том, что это семейный фильм, а не драматичная драма. Да и амплуа хмурого ударенного жизнью слесаря (пусть и крутого кунгфуиста) обворожительному в своем позитиве Джеки совсем не к лицу. Нет, трагедию он тоже играет отлично, но мне, как зрителю, было очень непривычно это видеть. Однако стоит заметить, что и роль у него не главная. В центре событий афроамериканский мальчик Дрэ, переехавший с матерью из Детройта в Пекин и сразу же нарвавшийся на задиристых парней, которые намеревались издеваться над ним до скончания веков. И если бы не случайно оказавшийся поблизости слесарь, загорать мальчику в реанимации и быть козлом отпущения долгие годы.
Фильм длится два часа, но смотреть там, по сути, нечего. Хмурый Джеки Чан, мальчик, девочка, в конце немного кунг-фу. Уже на титрах думаешь, а что там, собственно, вообще было, задумчиво почесывая затылок и напрягая память. А ничего, как это ни печально. Единственная заслуга фильма, помимо стандартной – убивание времени, заключается в заражении кунг фу. В хорошем смысле слова. Когда смотришь на тренирующегося Дрэ, так и тянет вскочить и сделать пару грациозных пинков по доскам, несколько красивых махов кулаками, поставить блок и встать в изящную позу то ли парящего дракона, то ли крадущегося тигра, то ли затаившейся змеи. Однако это быстро проходит. :gigi: Вместе с титрами. Хотя стоит все же признать – наглядная демонстрация того, что кунг-фу скорее философия, нежели умение драться, мне очень понравилась. Да, это смотрелось утрированно, но в целом занятно. А главное, на пальцах объяснили, что к чему, без философии и загаживания мозга.
Думаю, ни для кого не секрет, что сюжеты фильмов, в которых снимался Джеки Чан, оригинальностью похвастаться не могут. По сути, истории часто повторяются, Джеки играет сам себя, и в большинстве его работ главный герой по характеру и поведению неизменен. Но смотреть новые картины и пересматривать старые по десяткам раз зрителя заставляет его невероятная харизма. Он безумно талантлив, если можно так выразиться, «не имеет аналогов в мире», и он честен. В том, что выполняет трюки всегда сам, в том, что играет сам себя (и тут это же не минус, а плюс), в том, что просто не врет. Пропагандирует те принципы, по которым живет, заряжает позитивом, учит чему-то, всегда, во всем, без исключения. И если бы Джеки Чана заменили кем-то другим, фильмы не были бы такими теплыми, искренними, бодрящими и вдохновляющими. Дающими силу и надежду. Жаль, конечно, что в «Карате-пацан» всего вышеперечисленного не хватило. Причина в том, что все внимание концентрировалось на главном герое, а Джеки Чан отошел в тень. Правда, надо отдать должное, Джаден Смит (Jaden Smith) отлично сыграл. Я бы поставила ему твердую пятерку, даже с плюсом. Во всех сценах драк видно, что ребенок совсем не киборг, он действительно чувствует боль, в остальное время он на самом деле боится обидчиков, одним словом, ведет себя естественно. Ну и сам по себе он очень обаятельный.
Одним из сценаристов фильма выступил Роберт Марк Камен (Robert Mark Kamen), его работы просто выносят мозг: «Парень-каратист» (4 части), «Смертельное оружие 3», «Перевозчик» (2 части), «Прогулка в облаках», «Пятый элемент», «Поцелуй Дракона», «Бандитки». Возможно, отчасти поэтому фильм вышел каким-то кусочным: долгие и неинтересные сцены романтики между детишками, кунг-фу само по себе хоть и круто выглядит на тренировках, но турнир смотреть было скучно, да и жестковато местами для детского фильма, юмора совсем нету, так, полудохлые зачатки. Фанатам Джеки Чана будет грустно и обидно, незамороченным зрителям скучно, а критеги точно с трудом досмотрят до середины. Неясно одно – как можно было это все растянуть на целых два часа? Оо Талант, однозначно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий