Поиск

пятница, 11 марта 2022 г.

Yuugen Kaisha

Название: Yuugen Kaisha (Phantom Quest Corp., Компания по борьбе с духами)
Тип: 4 OVA по 29 мин.
Жанр: приключения, комедия, романтика, мистика
Год: 1994
Студия: Madhouse Studios
World Art
Кисараги Аяка – владелица конторы по борьбе с нечистью. За порядком следит не по годам ответственный Мамору, а разобраться с чертовщиной помогает детектив полиции Карино Кодзо и маги на подхвате: экзорцист, гадалка-ясновидящая и девочка-пирокинетик с «небольшими» проблемами в управлении силой. Вся эта гоп-компания, как Чип и Дейл со товарищи, спешит на помощь тем, кто… не заплатит. Потому что это классический шаблон: кучка невезучих, но очень обаятельных героев пашет без продыху только для того, чтобы еще больше влезть в долги. Разумеется, из-за недружелюбных обстоятельств.
Аниме не имеет первоисточника в виде манги, игры или ранобе и основано на оригинальной идее Муцуки Дзюдзо, придумавшего «Кибер-город Эдо 808», «Ёко - охотницу на демонов», «Проблемы косплея», «Ручную горничную Мэй» и «Ангельский хвостик». Вам тоже кажется, что от этого списка совсем чуть-чуть попахивает деградацией?
Есть ощущение, что авторы не пытались снять убойный боевик с расстрелом демонов и вампиров, или до слез смешную комедию про незадачливых детективов, или завораживающую мистику. Идея как будто была в том, чтобы пофантазировать на тему того, как бы охота на нечисть выглядела на самом деле. Чтобы во главе антиёкайской конторы и сюжета стояла не обычная японская школьница, крутая супервумен или супервуменская японская школьница, а просто женщина. Чтобы во всех нелегких делах ей помогал не гениальный сыщик или смазливый бисёнэн, а такой же просто мужик. Чтобы без трэша и жести, зато с домашним уютом. А заодно оммажами к сестрам по жанру, которые невооруженным глазом видны в эффектном появлении Аяки из мрака, пасах руками и обвинительной речи. 

Если бы СМ была джедаем.
Леда, боевая попаданка (Genmu Senki Leda, 1985). Отсылка? Совпадение?


Рэм, борец с демонами-мумами в сновидениях и не только (Dream Hunter Rem, 1985)

Фандора, охотница за головами на стыке фэнтези и махо-седзе (Mujigen Hunter Fandora, 1985)

Мию, ловец темных сущностей Синма (Vampire Princess Miyu, 1988)


Сёко и Майко, сестры-экзорцистки (Hengen Taima Yakou Karura Mau!, 1989)


Сейлор Мун, прекрасная воительница в матроске (Bishoujo Senshi Sailor Moon, 1992)

Миками Рэйко, гроза любой нечисти (Ghost Sweeper Mikami, 1993)

В общем, то ли у авторов не было понимания, что конкретно они будут делать и как, то ли они просто прыгнули выше головы. В итоге «Компания» помнится как что-то уютное и приятное, но стоит поддаться желанию пересмотреть, как настигает сначала скука, а затем разочарование. Кучу времени занимают абсолютно лишние телодвижения, не менее лишние персонажи и более чем неадекватные сюжетные повороты. И тут в Вики не смотри, сразу понятно, что каждый эпизод снимал новый режиссер.


Всего их трое. За первый эпизод отвечал Тигира Койти («Nineteen 19», «Tokyo Babylon», «Oedo wa Nemurenai!» – один, «Gate Keepers», «Fullmetal Panic!», «Last Exile», «Last Exile: Ginyoku no Fam» – совместно), за второй и четвертый – Асака Морио («Ningyo no Kizu» – один, «Cardcaptor Sakura», «Galaxy Angel», «Chobits», «Gunslinger Girl», «Nana» – совместно), за третий – Эндо Такудзи («Zetsuai 1989», «Oshare Kozou wa Hanamaru»).

О персонажах даже после 4-х эпизодов сказать буквально нечего – их образ как описывался одним предложением, так никуда и не развился.
Конечно, не всё и не все требуют флэшбэков, просто хочется элементарных пояснений. Скажем, о том, как работает оружие главгероини. Ослепляет ярким светом? Парализует духовной энергией?
Или чем занимается отдел Ю, где трудится детектив Карино? (Можно предположить, что всем потусторонним, но в одной истории никакой мистики не было. Была простая и немистическая информация о том, что в одной конкретной больнице высокая смертность по сравнению с другими.)
И почему, черт возьми, Мамору не ходит в школу, а стучит по клаве, готовит завтраки, делает уборку и в 3 часа ночи забирает пьяную начальницу из полицейского участка? Как это вообще возможно в рамках вполне обычной реальности, которую показывают авторы?
Забавно, что опенинг в разы удачней, чем само аниме. Сначала идет стилизация под энку: ностальгическая грусть, немного патетики и мистического очарования городского фэнтези. Затем она лихо переходит в рок-н-ролл: саундтрек для сумасшедших будней борцунов против нечисти. И в конце энка возвращается, чтобы добавить юмора и поставить точку в этой своеобразной двухминутной зарисовке.


На самом деле в заставку попала только половина песни, которая состоит из двух частей – мужской и женской. Структура такая: нытье некого мужика, ответ ГГни, нытье некой женщины, ответ ГГни. При этом все партии (и задорную песню эндинга) исполнила Мацумото Рика, сэйю всё той же главной героини. А режиссировал это чудо пародии Кавадзири Ёсиаки. 

Опенинг  

Песня опенинга целиком (That`s You-Gen-Kai-Sha / THAT'S 幽幻怪社)

ハズレ馬劵をにぎりしめれば
Сжимаю в руке проигрышный билет.
降り出す どしゃぶりの雨
Льет проливной дождь.
バスは来ないし
Автобус не идет.
傘を買おうか
Думаю, а не купить ли зонт,
気がつけば あったはずの
Но тут вдруг замечаю,
財布がない
Что кошелька-то нет.
裏道 歩けば
Пробираясь по закоулкам,
上司の不倫を見つけ
Увидел начальника с любовницей.
明日は 左遷か
Завтра меня понизят?
いっそ クビか
А может, даже уволят?
ローンは25年
Ипотека на 25 лет,
嫁は逃げる
Жена бросила,
ガキはグレ出す
Сын отбился от рук.
ああ 死のうか
Сдохнуть, что ли?
 
ちょいとお待ちよにいさん
Погоди, братюнь!
あんたのせいじゃないのよ
Ты ни в чем не виноват!
悪魔 妖怪 物の怪
Это всё демоны, призраки и монстры,
(акума, ёкаи и мононоке)
ここにゃ うぢゃうぢゃいるのよ
Что бродят повсюду.
それが都会よ それが社会よ
Они в городе, они в обществе
きみの不幸が 好物よ
И обожают твое горе.
そんな時には 迷わず
Так (в такое время) что не сомневайся,
我社に 電話下さい
Звони в нашу контору!
貧乏神に 死神
Нищебога, шинигами,
鬼に 般若に ドラキュラ
Черта, хання*, Дракулу
拝み倒して 祓い清めて
Изгоним, с миром упокоим.
Umm 円満成仏
Ммм, и будет всё фэн-шуй (полная гармония).

---

近頃なぜか 涙が出るの
В последнее время почему-то часто плачу.
そこそこ 幸せだけど
Так-то я в принципе счастлива,
5度目の見合い
Хотя мне и отказали
断られても
На пятом подряд омиае.
食欲は そんなにも
И аппетит, вроде,
落ちなかった
Как прежде.
だけども 心の
Но всё-таки эта трещина в душе
隙間が 広がってゆく
Все больше и больше.
そうよ どうして
Вот именно, почему
わたしだけが 男に
Только у меня
縁がないの
нет мужика?
グチが増える 恨みが増える
Нытья все больше, досады все больше,
年も増える
А годы идут.

そんな時にも 迷わず
В такой ситуации (в такое время) не сомневайся,
我社に 電話下さい
Звони в нашу контору!
どんな ささいな恨みも
Какой бы мелкой ни была обида,
放っておくと 大変
Нельзя махнуть на нее рукой.
いずれ生霊
А то появится икирё**
いつか怨霊
Или онрё***
悪霊たちの 仲間入り
В рядах злых духов.
どんな不幸も いますぐ
Какая бы ни приключилась беда,
我社に 相談下さい
Скорей проконсультируйся у нас!
きっと 取りついているのよ
Мы обязательно поможем!
魑魅魍魎に 地縛霊
Чимиморё**** и дзибакурэй*****
木端微塵に 退治しますわ
В пыль сотрем,
Umm 悪霊退散
Ммм, сэкзорцизмим.
 
* Хання — согласно японскому фольклору, женщина, ставшая демоницей из-за ревности.
** Икирё, сорё или сэйрэй — в японской мифологии — проявление души живого человека отдельно от тела в виде призрака, который может выглядеть как обычный человек.
*** Онрё — в японских традиционных верованиях и литературе — призрак, который способен причинять вред в мире живых, ранить или убивать врагов или вызывать стихийные бедствия ради мести за несправедливость, проявленную к нему при жизни, а затем забрать души погибших из умирающих тел.
**** Шимиморё/Тимиморё/Чимиморё — так в японской мифологии называют демонов, обитающих в горах и реках, которые пожирают мертвечину.
***** Дзибакурэй — призрак из японского фольклора, не согласный со своей смертью, не понимающий что умер, остающийся в месте или здании, где его настигла смерть. Или же призрак, для которого это место или здание имело особенное значение. 
 
Эндинг
 

Песня эндинга целиком (Mahiru no Tokai / 真昼の都会)
  

К сожалению, в самих сериях музыки нет, иногда можно услышать только коротенькие огрызки мелодий, сыгранные на трех клавишах синтезатора.
Название аниме – это гороавасэ, то есть игра слов, построенная на одинаковом звучании, но разном написании слов. В нашем случае это различие в трех первых иероглифах, поэтому Yuugenkaisha звучит как Общество с ограниченной ответственностью (有限会社), а записывается как 幽幻怪社. Насколько я понимаю, такого слова в японском языке нет, это окказионализм. То есть слово, придуманное автором исключительно для его произведения. Оно состоит из иероглифов, которые часто становятся частями мистических слов:
 
怪獣 [kaijū] чудовище
妖怪 [yōkai] привидение, призрак; чудовище
怪談 [kaidan] истории о привидениях
物の怪 [mononoke] злой дух
玄妙 [gemmyō] тёмный, непонятный
幽霊 [yūrei] привидение, дух, призрак
幽鬼 [yūki] 1) дух умершего; 2) чёрт, демон
 
Названия серий, по всей видимости, либо названия песен жанра энка, либо строчки из них. А учитывая, что они двойные, можно предположить намеки и на зарубежные композиции.

1 серия – «Kiss of Fire»«Mōichido Honō no Kuchi Dzuke o» (もう一度 炎のくちづけを)

«Kiss of fire», Луи Армстронг


«Kiss of Fire», Джорджия Гиббс 
 

???
 
2 серия – «End of World»«Chinohate Made Kimi to» (地の果てまで君と)
 
«The End of the World», Джули Лондон


Так же назывался и альбом.
 
命燃やして, Исикава Саюри (есть строчка 地の果てまで君と)


3 серия – «Love Me Tender»«Dare Yori mo Kimi wo Aisu» (誰よりも誰よりも君を愛す)
 
«Love Me Tender», Элвис Пресли 


誰よりも誰よりも君を愛す, Мацуо Кадзуко 


4 серия – «Lover Come Back to Me»«Kimi yo Kaere Waga Mune ni» (君よ帰れ わが胸に)

Lover Come Back To Me, Фрэнк Нагаи (+ есть похожая на второе название серии строчка на японском) 


Радуют маленькие приятности, разбросанные по сериям. Например, в каждом эпизоде, естественно, с вариациями, повторяется крайне забавное зрелище – побудка ГГни. Мелочь, а улыбает. Правда, на 4-й раз авторской фантазии почему-то не хватило.
Да, это не единственные шутки, чувство юмора у авторов точно было. К сожалению, ничего искрометного они не придумали. Сам сериал рассчитан на взрослую аудиторию, при этом шутки как будто из мультика 0+. Да и количество приколов просто ничтожно. В общем, смотреть можно, но без надежды поржать.
20-минутная экстра предлагает парочку концепт-артов, болтовню сэйю и настоящего экзорциста, при виде которого можно отложить немного кирпичей. 
При всем нежелании ругать «Компанию» всё равно приходится признать, что она скорее не удалась. Вернее, не смогла реализовать свой потенциал. В ней прекрасно всё, но только в качестве заготовки. Возможно, причина в разделении труда: задумка одного человека, сценарий второго, режиссура третьего. А может, это никак не связано. И тем не менее у каждой серии слабый сценарий с невероятными совпадениями и топорными злодеями. «Компания» интересна своим жанром, ценна из-за возраста главных героев, обаятельна, в чем-то оригинальна, местами забавна. Единственное, чего не хватает, это продуманность. Без нее всё перечисленное как будто аннулируется, и OVA становится прямо как плохой секс: удовольствия минимум, зато выспитесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий