Поиск

суббота, 11 августа 2018 г.

Цирк уродов

Название: Цирк уродов (Freak Show)
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: драма, комедия
Год: 2017



Труди Стайлер, супруга небезызвестного Стинга, преимущественно трудящаяся на продюсерском попроще, решает попробовать себя в роли режиссера. И начинает не с чего-нибудь, а с эпатажной киноленты про экстравагантного подростка Билли Блума.

Я не такой как все, но я такой же как и ты.

Воспитанный раскрепощенной и неординарной матерью в театральном закулисье, Билли по не до конца понятным обстоятельствам оказывается один и отправляется к отцу, с которым никогда не ладил. Отец живет скучно и консервативно, чем вызывает презрение Билли, предпочитающего шик, блеск и гламур 24/7. Наплевав на предостережения и советы, он отправляется в новую школу в полном боевом раскрасе, незамедлительно сталкиваясь с убойной силой, которая называется общественным мнением. Но до Билли, как до Маугли из того анекдота, не доходит, и он принимается с бараньим упорством переть против системы. Кто кого сломает – герой систему или система героя – основная интрига фильма.
Впрочем, на самом деле никакой интриги нет. С самого начала, чуть ли не до просмотра трейлера и так ясно, чем все кончится. Подобные фильмы – про нетипичную овцу в стаде – эксплуатируют один и тот же шаблон, подчас даже не сильно стараясь это скрыть. Есть, конечно, что-то забавное в том, что фильм о гее-фрике – почти точная копия картины «Чудо» о мальчике с уродливым лицом. Взять оба фильма и сравнить – ну ей богу, как близнецы. И все о ней, о терпимости. О равенстве при кардинальном отличии. Пожалуй, о нем и поговорим.
Давайте для начала как-то разберемся вообще в основах. Гомосексуализм – это влечение к людям того же пола. То есть в нашем случае это предпочтение мальчиков девочкам у ГГ. И все. Все, черт побери! Это просто галочка напротив пункта «секс с парнями» вместо пункта «секс с девушками». Не показатель того, что у чувака художественный вкус. Или прекрасный голос. Или невероятная внешность. Или хоть что-то, что находится за пределами постельно-генитальной сферы. Таким образом, ношение макияжа и блесток – это не проявление, скажем, сопутствующих особенностей вроде сниженной остроты зрения у некоторых альбиносов. Это просто хобби! А если так, то никто, повторю, никто не обязан это хобби любить и принимать. Опять же пример на яблоках. Вот любит человек играть на скрипке, жить без нее не может. Да на здоровье! Однако это не значит, что нужно притаскивать ее в школу, пиликать все перемены и даже иногда уроки, а еще радовать своими концертами соседей по ночам. Что, нельзя сделать этому музыканту замечание? Можно! И нужно! Но авторы усиленно убеждают зрителя в том, что это нетолерантно и любые заскоки надо уважать.
Сообщить о том, что ты не такой как все, можно по-разному. Можно просто сказать, что ты гей. А можно объяснить в подробностях, что это значит. Ну вот, скажем, болен человек геморроем. Я щас не стебусь и не провожу параллели между гомосексуализмом и болезнью. Просто пример для наглядности. Итак, варианта два: человек может сообщить об этом своему другу или близким, а может донимать каждого встречного. Представьте, что приходит такой человек в банк, на почту, в магазин за хлебом... и каждому совершенно незнакомому человеку сходу выдает: «А вот знаете, у меня геморрой. Это такая штука, при которой из задницы течет кровь, и вообще это дико больно. Я не помню, когда понял, что у меня геморрой. Кажется, в 8 классе. Родители, конечно, были в шоке, когда я им сообщил, но что я поделаю? Я такой, у меня геморрой. И вот представьте, как я страдаю! Мне больно срать, я работаю стоя, а летом, когда все катаются на велосипедах, я им дико завидую! Я тоже хочу велосипед! Но у меня геморрой». А теперь скажите честно, вам хочется врезать этому человеку? Будьте честны с собой, никто не записывает. Так вот ГГ – это тот самый парень с геморроем, которому надо задолбать всех и каждого. И то, что общество выдает ему в ответ, это логичная реакция, а не отсутствие толерантности или гомофобия.
Не устаю повторять, как попугай, что любую ахинею можно вывезти на обаятельном герое. Это может быть фрик или мудак, няшка или психопат. Условие одно – западать в душу. Персонаж должен быть таким, чтобы о нем невозможно было не думать. Ярким, противоречивым, вкусным. Билли не справился на все 100. Он яркий до безобразия, до ряби в глазах и желания блевать радугой. Но харизма у парня подкачала. Обмотанному кричащими тряпками, окруженному серой массой, ему и не надо выделяться содержанием. Единственное, что от него требуется, - долдонить, что он не такой как все, и точка. Даже в качестве антагониста выступает некая вялая масса с IQ питекантропа и внешностью потрепанной жизнью провинциалки из закусочной. Негде разворачивать внутренний потенциал, и автору это, похоже, совершенно неинтересно. Так же, как в «Чуде», борьба идет не за то, чтобы смело высказывать свое мнение, быть богатым духовно и прекрасным внутренне. Нет, это битва за стразы и боа. Одни за них, вторые против. Носить или не носить – вот в чем принципиальный вопрос.
Всю дорогу я честно пыталась проникнуться страданиями Билли, но, как сказала героиня в одном фильме, у него проблемы привилегированного белого мужчины. То есть он просто идиот, который на ровном месте выдумал себе страдальку, нарвался на негодуйку и впал в печальку, потому что розетка долбанула засунутые в нее пальцы. Ах какая тварь! Не, я честно сочувствую тем, кого гнобят ни за что ни про что, не понимаю тех, кто это делает, но падлой буду, понять ГГ не могу ну никак. Хочется постучать в его голову, как в дверь, и крикнуть в ухо: «Хэлло! Это общество, чувак! Со своими правилами и нормами! Да, не такое, как пару сотен лет назад, но все равно не надо совать свою уникальность в неподходящее для этого место и время!». А нет, не слышит, только эхо, только гул.
Это звучит странно, но мне очень хочется посмотреть нетолерантный фильм. Нет, не тот, в котором избивают негров или сжигают геев на костре. А просто фильм, в котором люди будут вести себя адекватно. Потому что с некоторых пор толерантность стала синонимом невоспитанности и эгоизма. Любой индивид, выставив перед собой это слово на букву Т, может творить что душе угодно. И не дай бог общество отреагирует на него негативно! Скандал, трагедия, нетолерантность.
В финале авторы пальцем Билли тычут в каждого героя и зрителя по ту сторону экрана, буквально насаждая то поведение, которое обличали секундой назад. Ты – фрик. И ты. И ты. И вон он. А если нет, то ты недостаточно глубоко копал. И, вероятно, это смелое заявление, эта вдохновляющая речь очень актуальна для подростков 15+. Вот только возникает вопрос, точнее два. За что все-таки боролся герой? Получается, за свободу ходить в школу в любом виде, каком захочется. Для кого этот фильм и пропаганда толерантности? Выходит, для все тех же подростков 15+. Можете плюнуть в монитор, но мне 29 лет, и я не фрик. Меня не тянет бриться налысо, носить тоннели и набивать тату. Я и без того не такая как все. Хотя бы потому что я это я. А что касается школы, то это, черт возьми, школа, а не маскарад. Да, подростку позарез нужно заявить о себе, но это проходит. Авторы же предлагают всем и каждому нарядиться мерлинами мэнсонами и всенепременно сообщить о своей ориентации. В школе. Больше ж негде. У меня всё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий