Поиск

среда, 11 мая 2022 г.

Молода и прекрасна

Название: Молода и прекрасна (Jeune & jolie)
Тип: полнометражный фильм (Франция)
Жанр: эротика, драма
Год: 2013
Семнадцатилетняя Изабель тайно встречается с мужчинами в отелях, занимаясь сексом за деньги.

Спящая со стариками красавица 

Очень красивая девушка играет очень красивую девушку, которая страдает от того, что она очень красивая девушка, и пользуется тем, что она очень красивая девушка. В общем, малолетка становится проституткой по причинам, которые автор оставил за кадром. Фильм так и не отвечает на главный вопрос – почему? И, как следствие, мы не понимаем, зачем это всё и с каким посылом. Да, кино не должно быть назидательно-воспитательным, но вот смысл и логику иметь всё же обязано.
Казалось бы, зрителю дали все карты в руки: погружайся, анализируй, размышляй. Однако белые пятна в сценарии и непонятная концовка едва ли дают возможность представить пару-тройку вариантов развития событий и выбрать из них самый понравившийся. Скорее, ощущение такое, будто автор написал неведомые каракули на стене и ушёл, не объяснив ни слова. Думайте, ломайте голову, что я хотел сказать. При этом он совершенно забыл о необходимом условии, заставляющем зрителя копаться во внутреннем мире героя. Этот герой должен вызывать симпатию, быть обаятельным. Изабель же на протяжении всей картины воспринимается как красивое кружевное бельё – чисто эстетически. Её выражение лица нечитаемо и редко меняется. Сцены с её участием скорее пусты, поскольку рассказывают не о ней самой, а о том, как она ходит на свои постельные свидания: доехала на метро, переоделась, пришла в отель… Идёт ли фильму на пользу эта механика детектива? Едва ли.
Несмотря на наличие эротических сцен, гораздо больше шокирует не их откровенность, а то, как общаются друг с другом герои, их слова и поступки. Младший брат Изабель, Виктор, знает слишком много о личной жизни сестры, и это вряд ли можно назвать нормальным. Мать больше обвиняет и стыдит, а не пытается разобраться в причинах поведения дочери. Сверстники либо неопытны, либо эгоистичны.
Вывод напрашивается сам: жизнь ребёнка полна лицемерия, жизнь подростка – скуки. То ли дело быть взрослой женщиной: всё просто и прозрачно, ты мне деньги, я тебе товар. Неудивительно, что Изабель ощущает себя выше полицейских, психолога и родителей с их кособокой моралью. В реальном мире это, конечно, абсурдно, но в рамках фильма нет-нет да задумаешься, на чьей стороне правда. Ведь здесь не дано среднего, только крайности: унылая банальность прогулок с однокурсником или рутина семейной жизни, которую можно скрасить только любовником. Так зачем заниматься сексом с теми, от кого ни выгоды, ни удовольствия? Вероятно, Изабель действительно проститутствовала не за деньги, а за саму мысль, что тоже что-то получает взамен.
Привычная аксиома «проститутка=жертва» у Франсуа Озона теряет свою непоколебимость. Его героиня на протяжении всего фильма словно отбирает у коллег по кадру право распоряжаться, использовать и доминировать. Родители, уже в начале картины существующие будто отдельно от своих детей, к финалу сами выглядят как растерянные, напуганные детишки. Они не могут повлиять на дочь, напротив – она играет с ними, как кошка с мышами. То же касается и клиентов: они платят и заказывают музыку, но Изабель сама назначает цену. Не сексуальное рабство, скорее ИП. Аналогично и с первым партнёром, который был просто использован как дилдо, – никаких чувств, только физика.
Без лишних сомнений проигнорированные режиссёром насилие и ЗППП, без которых не обходится жизнь девочек по вызову, создают ложное впечатление, что торговля собой не так уж плоха. А ложное ли? Может, тёмная сторона при всей своей аморальности всё же честнее?

Комментариев нет:

Отправить комментарий