Название: Sei Juushi Bismarck (Звёздный мушкетёр Бисмарк)
Тип: 51 ТВ-серия по 25 мин.
Жанр: приключения, драма, комедия, романтика, фантастика, меха
Год: 1984
Студия: Studio Pierrot
World Art 2069 год. Люди успешно терраформировали множество небесных тел Солнечной системы, забыли о войнах и жили в мире и согласии. Однако идиллия была нарушена пришельцами дэскула. В ожесточённом космическом сражении человечеству удалось одержать победу, но враг отступил только на время. Спустя 15 лет, нарастив военную мощь, дэскула напали на Ганимед. Генеральный секретарь Земной Федерации и по совместительству учёный Шарль Левер понимает, что пришла пора отправить в бой Бисмарка – гигантского боевого робота, управляемого четвёркой талантливых молодых людей. Битва началась!
Тип: 51 ТВ-серия по 25 мин.
Жанр: приключения, драма, комедия, романтика, фантастика, меха
Год: 1984
Студия: Studio Pierrot
World Art 2069 год. Люди успешно терраформировали множество небесных тел Солнечной системы, забыли о войнах и жили в мире и согласии. Однако идиллия была нарушена пришельцами дэскула. В ожесточённом космическом сражении человечеству удалось одержать победу, но враг отступил только на время. Спустя 15 лет, нарастив военную мощь, дэскула напали на Ганимед. Генеральный секретарь Земной Федерации и по совместительству учёный Шарль Левер понимает, что пришла пора отправить в бой Бисмарка – гигантского боевого робота, управляемого четвёркой талантливых молодых людей. Битва началась!
Парадоксальный факт – годно отрусабленная меха с элементами вестерна способна порадовать даже не ЦА. Едва начавшись, «Бисмарк» предлагает всё лучшее сразу: великолепный OST, адекватных персонажей, бодрую режиссуру и живые диалоги. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? В точку. Вся эта лепота более-менее сохраняется на протяжении сериала, вот только сильно портится монотонностью сценария. Что, впрочем, не отменяет крутости первых серий. Только представьте: на экране появляется парнишка-ковбой, защищает барышню от пуль, вдоволь накатавшись с ней по земле, и тут же предлагает поужинать вечерком. Никаких хватаний за сиськи, никакой кровищи носом и пунцовых комичных мосек! Верните в аниме 80-е!
Кстати, этот парнишка, Билл Уилкокс, даже не главный герой.
Вернее, он один из основных персонажей, а протагониста как такового тут нет. 16-летний американец занимается охотой на негодяев, временами участвует в соревнованиях по стрельбе, а с момента появления дэскула вступает в команду «Бисмарк». Самый яркий и запоминающийся персонаж сериала. Бессменный поставщик юмора, понтов и подростковой дури. Обожает приворовывать чужие фразы, если они достаточно круты. Без устали ищет подружку, но постоянно терпит фиаско.
В первой серии почему-то появляется в пончо и сомбреро.
Хикари Синдзи. (Нет, не Икари.)
Мог бы стать главным героем и долго печалить зрителей своей неинтересностью, однако у нас тут не фэнтези со спасающим мир ОЯШем, а благословенные 80-е. Поэтому он просто рассудительный 17-летний лидер команды, в свободное время участвующий (и побеждающий!) в различных гонках. Японец, как нетрудно догадаться. Сын героя-камикадзе битвы с дэскула 15-летней давности.
Ричард Ланселот в свои 18 оказался самым старым членом команды.
Его выдержки и благородства хватило бы ещё на трёх персонажей. Ему одному многовато. Будучи шотландцем, изредка разгуливает в национальной одежде и поэтому мог бы участвовать в конкурсе на самый неловкий фансервис.
Иногда пишет стихи и влюбляется не в тех барышень. Короче, классический рыцарь без страха и упрёка со световой саблей наперевес и верхом на меха-коне Донателло.
Марианна Левер – дочурка генсека, 15-летняя миловидная блондинка и отнюдь не из анекдота.
Гибрид мушкетёра, шерифа и германского канцлера. Чего в нём больше, определить сложно. Вооружён и очень опасен. Вызывает у дэскула истерическую панику и припадки ярости. В мирное время выглядит как безобидный космолёт.
Дэскула. Мокрое… простите, белое пятно сериала. Внешность варьируется от типично человеческой до смурфико-споковской. По какому принципу уши меняют размер и форму, а лицо синеет (зеленеет, фиолетовеет), история умалчивает.
Правитель Хьюза.
Пряча под чехлом для танка железное тело и обиду на человечество, отдаёт злодейские приказы раздражающим эхо-голосом, который периодически это эхо теряет.
Капитан Затора, промаявшись первую половину сериала и утомив всех, от начальства и коллег до зрителя и главгероев, уступает место сопляку и выскочке Периосу.
Не имея ни тормозов, ни чести, ни совести, он умело пользуется смазливой внешностью, безграничной наглостью и мозгами, чтобы строить и воплощать коварные многоходОвые планы по уничтожению «Бисмарка» и захвату Земли.
Проходные генералы да капитаны эпизодически появляются в кадре, чтобы вызывать у зрителя истерический смех и испанский стыд.
Очаровательна, как и положено истинной француженке. Постоянно ревнует ненаглядного Синдзи ко всем девицам, которые смеют к нему приблизиться. В команде преимущественно отвечает за связь, но в трудной ситуации может пальнуть по врагу и вообще держится молодцом.
Бисмарк.
Дракула жив!
Жена Дракулы и сын-хипстер-панк?
Аниме «Бисмарк» может быть смутно знакомо зрителю как сериал «Космический Рыцарь и звёздные шерифы» (Saber Rider and the Star Sheriffs). Это американская переделка компании World Events Productions (WEP), выпущенная в 1986 году. Авторы выкинули 5 эпизодов, отсняли 6 новых, сменили все явки и пароли, выдвинули в главные герои Ричарда (именно он в названии и есть Космический Рыцарь), изменили биографию Периоса, намудрили с любовными линиями, мехи выкосили почти под ноль, оставив Бисмарку роль транспорта, поменяли серии местами... Короче, перелопатили всё от титров до титров, превратив и так невинрарное аниме в сумбурный и туповатый детский мультик, в котором не пьют, не курят и даже – на войне! – не убивают. Дэскула, видите ли, теперь парообразные аутрайдеры, понаехавшие из другого измерения и после проигрыша телепортирующиеся обратно. Вэш Ураган бы плакал от счастья, а вот отаку впору пробить рукою лицо.
Пожалуй, единственное, чем радовал зрителей переделанный «Бисмарк», это Периос. За бугром его переименовали в Джесси Блу, выдали трагичное прошлое и романтическую линию, превратив конченую сволочь в каноничного злодея-страдальца, при виде которого у девочек в пубертате портилась кардиограмма. Правда, не совсем понятно, с какой стати этот сериал смотрели девочки, ну да ладно. В конце концов, в своё время «Чудотворные рыцари», снятые исключительно для мальчиков, вызвали бешеный ажиотаж совсем не у целевой аудитории, и симпатичные парнишки очень долго становились героями яойных фанфиков, додзей и артов. Так что нашим меха-борцунам и Джесси/Периосу ещё повезло. Кстати, его дизайн сочиняли всей деревней, в смысле студией.
Продюсер Мицумори Юко представила кого-то вроде Кёмото Масаки в исторической дораме Hissatsu Shigotonin V, входящей в цикл аналогичных сериалов, посвящённых убийцам, который снимался аж с 1972 года.
Режиссёру Анно Масами на ум пришёл певец Кодзи Киккава. Его карьера стартовала с песни «Моника» 1 февраля 1984 года и с тех пор уверенно набирала обороты.
Несмотря на то, что слышится «sexy», он поёт «thanks».Сигино Акира, режиссёр и раскадровщик нескольких эпизодов, в том числе того, в котором впервые появляется Периос, вспомнил Генри Макмиллана из «Chou Kousoku Galvion».
Все сошлись на том, что нужно рисовать рокового красавчика. И непременно с «лисьими» глазами. А дизайнер персонажей Като Сигэру тут же заявил, что волосы должны быть оливкового цвета. Причёску пришлось подсматривать на обложках женских журналов типа Nonno и Elle, причём преимущественно у иностранок.
Когда образ сложился,
Като Сигэру, подумав, что он ему кого-то напоминает, воскликнул: «Урасиман!». Вероятно, имея в виду не главного героя аниме «Mirai Keisatsu Urashiman», ибо сходство нулевое, а его напарника Клода, который действительно на некоторых кадрах похож на Периоса теми же глазами и немного причёской. Впрочем, как и Людвиг.
Урасиман («Mirai Keisatsu Urashiman»)
Клод («Mirai Keisatsu Urashiman»)
Людвиг («Mirai Keisatsu Urashiman»)
А вот о прошлом нашего злодея ничегошеньки не известно.
Изначально «Бисмарк» должен был состоять из 26 эпизодов. Но на волне популярности его продлили до 51-й серии. Между прочим, это один из трёх сериалов студии Pierrot для мальчиков, который основан на оригинальной идее, а не на манге или игре. Два других – это «Ninja Senshi Tobikage» (1985), переведённый у нас как «Ниндзя-воин Тобикагэ», и «Karakuri Kengou Den Musashi Lord» (1990).
Несмотря на увеличение продолжительности, «Бисмарк» имел довольно умеренный успех и классикой аниме не стал. Чтобы понять, почему так произошло, достаточно оценить его плюсы и минусы.
Поначалу «Бисмарк» удерживает интерес различными занимательными мелочами, которые зритель с азартом отыскивает в кадре. Например, у членов команды разные боевые бронекостюмы, дизайн которых соответствует национальности персонажа. Шлем Ричарда напоминает шапку английского королевского гвардейца, а шлем Билла – ковбойскую шляпу. Каждый отмечен флагом своей страны.
Или просто каким-то флагом.
А ещё в сериале можно встретить космического пирата с роботами, будто передающими привет «Звёздным войнам», меха-тираннозавра и даже настоящих динозавров.
Немало отсылок и в именах-названиях. Те же дэскула, вероятно, союз слов death и Dracula (вспоминаем капитана Геспера со скрина выше). А прообразом генсека вполне мог быть французский политик Шарль Альфонс Левер (11 июня 1825 – 6 июня 1899). Про Бисмарка и говорить нечего.
Элементы вестерна старательно отвлекают от дешёвого визуала и нищих декораций, аккуратно создавая тематическую атмосферу. Вот дэскула атакуют поезд, прямо как индейцы в фильмах о Диком Западе. И это в мире, где есть космические корабли!
Тут и там попадаются жутковатые города-призраки, по каменным пустошам носятся табуны меха-лошадей, и в ночи нет-нет да зазвучит банджо в руках отшельника-старика.
Выбор места действия тоже весьма удачен. Условно сериал делится на две части: события первой развиваются на Ганимеде, спутнике Юпитера, а второй – в разных космических локациях. Ганимед очень плохо изучен, поэтому что ни нарисуй, всё сгодится за неимением опровержений. Предположительно, там есть даже полярные шапки, не то что горы да деревья. Кроме того, не надо заморачиваться земными законами, можно воротить что душе угодно. К примеру, выбери авторы Америку, тут же начались бы вопросы: а на каком языке говорят люди, а почему одеваются как в прошлом веке, а с какой такой стати одна лишь Америка воюет против пришельцев и так далее.
Музыка так и вовсе выше всяких похвал. Композиция опенинга Fushigi CALL ME в исполнении MIO достойна того, чтобы навечно поселиться в плейлистах. Эндинг Yume Ginga от всё той же певицы послабее, но тоже приятен.
Опенинг
Эндинг
Фоновых композиций немало, причём использованы они с умом: авторы не жадничали и вставляли музыку везде, где она была уместна, подбирая именно ту мелодию, которая добавляла бы динамики происходящему. Так, в пятом эпизоде вообще легко сбиться со счёта, столько туда впихнуто запчастей OST’а.
Забавно, что композиция British Knight напоминает главную тему фильма «Огненные колесницы».
А мой фаворит всё-таки Looming Deathcula. Мелодия однообразная, зато рок-н-ролльные гитарные рифы очень залипательные.
На этом хорошее заканчивается, уступая место плохому и откровенно ужасному. Взять хотя бы противостояние «наших» и «ихних». Это уже не столько штамп, сколько классика жанра, и тем не менее «Бисмарк» даже не пытается выжать из этого шаблона хотя бы каплю свежести. Враги бескомпромиссно отвратительны со всех сторон. Их мотивация проста как полено – им негде жить, а тут такая комфортная матушка-Земля. Люди на удивление сердобольны и из-за этого местами непроходимо наивны и тупы. Без преувеличения можно сказать, что если бы не четвёрка недоверчивых и мстительных подростков, хомосапиенсы превратились бы в звёздную пыль. Но наблюдать за приключениями боевой молодёжи подчас очень тяжко. Виноват ленивый сценарий без огонька. Авторам не хватило умения держать зрителя в напряжении, и они просто штамповали однокалиберные серии без выдумки.
Сериалу недостаёт второстепенных персонажей, здесь есть только команда «Бисмарк» и незапоминающиеся статисты. Что мешало ввести какого-нибудь шпиона или просто сквозного военного, непонятно. И это при том, что у основной четвёрки явный недостаток харизмы и глубины: единственный герой, похожий на живого человека, это Билл, остальные просто брёвна.
Да и сама команда сформировалась в первой же серии, хотя можно было растянуть это на десяток эпизодов, параллельно раскрывая персонажей и плавно вводя их в сюжет. Вместо этого совершенно вдруг в кабине боевой мехи оказываются едва знакомые друг с другом подростки. Разумеется, объяснить, почему именно они, а не матёрые вояки с кучей орденов и медалей, никто даже не стремится.
Во втором сезоне ничего не меняется. А ведь можно было уничтожить всю команду или её часть, заставив пожертвовать собой во время финального сражения. Новые, свежезавербованные для охоты на выживших дэскула персонажи добавили бы сюжету искры.
Природа врага не раскрыта никак. Вскользь упоминается, что дэскула, мол, жидкие, но умеют принимать человеческий облик, в котором их выдаёт дикая жажда. После смерти они растекаются лужицей, а иногда, по вине тупящих художников, растворяются в воздухе вместе с одеждой. Так не проще ли им было тихонько влиться во все водоёмы, а не бегать с пушками наперевес, подобно придурочным имперским штурмовикам? Интеллектуальная состоятельность дэскула в принципе под вопросом. Они клепают огромные меха любых модификаций и расцветок, понастроили кучу баз, обладают несметным количеством летунов, разработали наркотик, умеют маскироваться под людей, но не в состоянии додуматься внедрить своих агентов и напасть сразу на несколько населённых пунктов одновременно, чтобы Бисмарк везде не поспевал. Тупость уровня «анбиливбл».
Сценаристы, одолеваемые творческой импотенцией, вновь и вновь предлагают зрителю одни и те же сюжетные паттерны.
Команда Бисмарка:
– Сюда вот-вот придут враги, давайте сотрудничать!
Противный персонаж средних/преклонных лет:
– Пошли к чёрту, сам разберусь! *грозно размахивает саблей/пистолетом/ружьём*
К 16-й серии лениво насчитываются 4 таких сюжета.
Рассказ о подвиге отца Синдзи предлагается прослушать (и просмотреть) дважды. Ричард в разных эпизодах спасает девушек от ядовитых гадов: в первый раз от скорпиона, второй раз от змеи. Авторам даже хватило наглости повторить дуэль Периоса и Билла, которая уже была двумя десятками серий ранее. Видимо, в надежде, что у зрителей склероз.
Техническая продуманность стремится к нулю, но при этом оглядывается. Поначалу авторы не заморачивались деталями, а под конец сериала вдруг спохватились и начали демонстративно показывать разные мелочи, никак не влияющие на сюжет и вызывающие массу вопросов. Например, у основных персонажей есть реактивные ранцы, которые управляются, такое впечатление, силой мысли, поскольку ни рычагов, ни кнопок не показано.
Не менее удивительны и направляющие, по которым в корабле-носителе движутся вражеские истребители, прежде чем оказаться в открытом космосе. Просто выехать/вылететь не судьба?
А что это за извращённый способ выбираться из летательного аппарата вместе с кабиной?
Странный и явно неудобный дизайн кресел в кабине Бисмарка тоже не получил никаких объяснений. Сколько раз пилоты отбивали руки, ноги и головы, пытаясь попасть на своё место?
Сражения и те подкачали. В первых эпизодах благодаря эффекту новизны и искреннему старанию авторов хеншин Бисмарка из леталки в ОБЧР и бои с дэскула были динамичными, зрелищными и увлекательными. Затем однообразие победило, и все битвы превратились в унылую жвачку, которую можно смело проматывать.
Внешний вид вражеских меха тоже неудачен. Хочется увидеть что-то запоминающееся и не мыть после этого глаза доместосом. Но попасть в золотую середину авторы не смогли.
Искать логику в происходящем, как уже стало понятно из вышесказанного, не стоит. Здесь попеременно тупят и проявляют чудеса интеллекта все-все-все. То земной учёный как-то сходу разбирается в инопланетном оборудовании, то опытный солдат едва не расстаётся с жизнью, следуя неуместному в данный момент кодексу чести.
Рейтинг у «Бисмарка», конечно, детский, явно не выше 12+. Несмотря на разгар военных действий и горы трупов, кровь показана всего три раза, причём один из них – это порез ножом во время готовки. Хотя парочка жестковатых сцен всё-таки есть. Это гибель лётчиков во время очередного сражения, неожиданно показанная крупным планом, и расстрел трёх мужчин в 30-й серии. А ещё здесь много представителей ЦА. То есть детей. И такое впечатление, что в те годы (плюс-минус десятилетие) тайтлы, в которых присутствие малышни было максимально неуместно, редко обходились без неё.
К сериалу, что удивительно, есть полный русаб от Nastanados и ALEKS KV. Уже по заметке к переводу видно, что авторы подошли к работе со всей ответственностью. Придраться можно к ужасному переводу песен (но с ним всегда всё сложно) и недостатку редактуры. Сабам не хватает вычитки, и чем дальше, тем больше. Очень много опечаток. Они некритичны, глаз не режут, смысл не меняют, но всё-таки бесят. Откуда возник термин Инвинко-Звери, до меня, признаться, не дошло. Зато протупов была всего пара штук. В общем, если подправить, субтитры достойные, можно смело пользоваться. Спасибо авторам за такой масштабный труд, в том числе по возрождению олдскульного аниме из забвения.
За сам сериал, честно говоря, обидно, ведь он имел все шансы стать чем-то большим, нежели растянутая и незапоминающаяся конвейерная меха. Авторы начали очень бодро, верно выбрав направление. Они не выдвинули вперёд крутыша, на фоне которого остальные персонажи просто второсортные лузеры, а создали команду, где каждый – полноценный участник истории. Прописали адекватные диалоги, не обделив их юмором. Наметили две сквозные романтические линии, одна из которых неочевидна. Насыпали изюминок и даже попытались выдать в конце вотэтоповорот. Вишенкой на торте стал шикарный саундтрек. Так что же пошло не так? «Бисмарку» банально не хватило высоты планки. Даже не столько рейтинга, поднятого за счёт сюжетных наворотов и драмы, сколько большей глубины и продуманности всех составляющих. Всего-то надо было вырезать особо глупые моменты, оставить крутое позёрство и драйв, не заниматься самоповторами и чуть лучше проработать характеры персонажей. Увы, из-за нежелания авторов заморачиваться сериал получился такой скучный, что его, вроде, смотришь, но больше спишь с открытыми глазами.
Если вы всё же решились попробовать этот мехакосмовестерн, то рекомендации по просмотру следующие. Первую пятёрку серий можно и нужно смотреть ради знакомства с персонажами. Затем идёт сюжетный порожняк, и только в 26-й серии начинается долгожданный масштабный движ и длится вплоть до 28 серии включительно. Когда враг предсказуемо побеждён, условный первый сезон заканчивается и стартует второй, с другим антагонистом. Правда, внятный сквозной сюжет появляется только в 31-й серии, вместе с тем самым злодеем, эпизодично засвеченным чуть ранее. Далее всё снова разбавляется тоскливыми филлерами, на которые можно смело забить, отсмотрев только серии 35, 37, 39, а затем с 42-й до конца.
Вы пропустите лайтовый фансервис, немного юмора, космического пирата и его забавных роботов, пачку нарисованных под грибами ОБЧР, бесячих статистов и суровую Мариан. И всё это под аккомпанемент звона разбитых сердец. Звучит очень заманчиво, но клянусь ушами дэскула – оно того не стоит. Впрочем, можно ознакомиться с героической биографией отца Синдзи в 12-й или 28-й серии, на выбор. Не то чтобы это на что-то влияло, просто у персонажа будет хоть какой-то бэкграунд. В общем, делайте выводы и либо уносите ноги, либо мушкетёрьтесь на здоровье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий