Поиск

понедельник, 9 мая 2022 г.

От кутюр

Название: От кутюр (Haute couture)
Тип: полнометражный фильм (Франция)
Жанр: комедия, драма
Год: 2021
Жад бесцельно плывёт по жизни, не то развлекаясь, не то подрабатывая мелкими кражами в метро. Компанию ей составляет такая же неприкаянная Суад. Дома ждёт невротичная мать, которая даже передвигаться самостоятельно отказывается. Просвета нет и не предвидится. Но жизнь умеет преподносить сюрпризы: Жад крадёт сумку швеи модного дома Dior, а та, вместо того чтобы вызвать полицию, предлагает воровке работу.

Толерантность от кутюр 

Фильм, завлекающий так и не показанным шикарным платьем на постере, мог бы быть внебрачным ребёнком картин «Дьявол носит Prada» и недавней «Круэллы». Тем более что в главной роли трудный подросток (неважно, что ей 23 года, неважно!), перевоспитанием которого занимается едва ли не половина местных персонажей. Она вспыльчива, своенравна, легко бросает едва начатое при малейших трудностях. Но в то же время усидчива, старательна, терпелива и добра. Её кидает из крайности в крайность, и фильм по сути о том, как поддержка правильных людей помогает не сбиться с курса на достойную жизнь.
Несмотря на название, тема высокой моды начинается и заканчивается в мастерской, где создаются подиумные шедевры. Это закулисье избранных, ему негоже соприкасаться с улицами. А вот люди… Люди – это другое. Вот Эстер, отдавшая всю жизнь булавкам и тканям, панически боится выхода на пенсию, где придётся лицом к лицу столкнуться с пустотой, и стоит в одном шаге от саморазрушения. Жад становится для неё своеобразным проектом, способом искупить свою вину перед дочерью, отношения с которой разрушились где-то за кадром.
А вот Катрин, переживающая из-за предстоящего повышения. Она слишком долго проработала под началом Эстер и теперь никак не может переключиться, войти в новую роль. И Жад очень вовремя занимает место ученицы, тем самым придавая Катрин уверенности в своём опыте. Всё та же Жад будто выводит из бедных кварталов своих друзей, соединяя истинно-французский Париж и его тёмную (во всех смыслах) сторону в лице иммигрантов. Если раньше зритель встречался с ними в тесных квартирках, в полумраке метро и заполненной проститутками забегаловке, то по ходу сюжета они начинают появляться то в теплице с розами, то в саду, то в доме Эстер.
Не останавливаясь на сугубо личных проблемах героев, фильм охватывает и более глобальные: расовая дискриминация, буллинг, психические расстройства, сложные отношения между детьми и родителями, толерантность к ЛГБТ+. Большая часть этих тем опять же преподносится через взаимоотношения с миром Жад. Наполовину арабка, она не упускает случая самоутвердиться за счёт охранника с неидеальными происхождением. При этом её саму травит Андре, также работающая в мастерской.
Тема буллинга вообще раскрыта довольно объёмно. Не секрет, что в здоровом коллективе нет травли. Поэтому коллеги Эстер принимают Жад без каких-либо предубеждений. Неисправимо злую Андре, единственную, кто настроен против новенькой, никто не обижает, а Катрин без малейшей фальши говорит ей: «Мы и тебя хотим любить».
Наглядно, но мягко, без раздражающих нравоучений и лишней драмы автор продвигает идею всеобщего равенства и единства. Так Жад, в начале фильма противопоставляющая себя всему миру и считающая, что город делится на французов и тех, кто должен знать своё место, в конце соединяет собой два мира. А над стереотипами и пугливой псевдотерпимостью автор тихонько постёбывается, устраивая романтическую линию Жад с арабом из обеспеченной семьи, называя трансвестита трансвеститом («Нельзя же вечно ходить вокруг да около!») и показывая, как мусульманка неловко крестится в христианском храме. Никого после этого не поражает молнией, наоборот, жизнь становится проще и понятней. Потому что нетерпимость и злоба не могут победить любовь и дружбу.
В полтора часа фильма Сильви Оайон ухитрилась вместить очередную вариацию бессмертного сюжета о Золушке, целый список социальной проблематики, романтику, юмор и живительную дозу надежды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий