Поиск

вторник, 31 мая 2022 г.

Dororon Enma-kun

Название: Dororon Enma-kun
Тип: 25 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: приключения, мистика, драма, комедия
Год: 1973
Студия: Toei Animation
World Art
Токио заполонён ёкаями, которые своими пакостями портят жизнь честных граждан. Чтобы пресечь это безобразие, из ада прибывает Адский Патруль.
 
В его составе четвёрка самоотверженных борцов с вредной нечистью.
Энма-кун. Единственный племянник того самого Энмы, владыки всея Преисподней. Юн, горяч, скор на расправу. Капитан Патруля, но при этом напарники могут его не слушать. 

– Ты где живёшь?

– В аду.

Выглядит как младшеклассник в косплее дьяволёнка. Чем-то неуловимо напоминает главного героя фильма «Трудный ребёнок» (1990) в соответствующем образе.
И чуть-чуть похож на Шараку («Mitsume ga Tooru»). Может, Тэдзука вдохновлялся мангой ученика, когда придумывал своего Принца Тьмы? 

Справочное бюро «Задрот» информирует: dororon – это звукоподражание, сопровождающее появление призрака или другой нечисти. Обычно отыгрывается на барабанах. 

Энма отнюдь не няшка, он не любит договариваться, ему бы побыстрее разобраться (=замочить) ёкая, и ок. При этом не садист, хотя иногда его и заносит.
В манге его шилозадость выглядит ещё забавней. 

Примерный диалог дяди и племянника. Энма: 
Так вот, тебе нужно отправиться в мир людей… 
Энма-кун: Да ну к чёрту! Ненавижу драться со слабаками! 
Энма: Я не закончил. Туда сбежали разные преступники, которых люди зовут ёкаями… 
Энма-кун: Ни слова больше! Я их найду, пасть порву, моргалы выколю! 
Энма: Подожди! Убийство – крайняя мера!
Влюблён в Юки-тян, и когда она целует кого-то (частенько Каппаэру в качестве утешения или награды за проявленную храбрость), пытается тоже примазаться к раздаче приятных бонусов, но неизменно огребает по роже. Хотя иногда и ему перепадает.
Грубый, ведётся на слабо. Но изредка способен поддаться влиянию момента и растрогаться. 
Если Энму спасает девушка, это уязвляет его мужскую гордость. 

«Ненавижу женщин, которые сильнее меня!»

Предпочитает не ждать, а действовать. Умеет вправить мозги слабакам. В 5 серии говорит Цутому, готовому сбежать из заброшенной больницы, где может находиться пропавшая Харуми, что он не мужик, если бросит свою девушку в беде. Правда, бесстрашие Энмы можно объяснить происхождением (ведь он вырос среди ёкаев) и наличием целого боевого набора. Гораздо проще быть смелым, когда есть огненный жезл, который может удлиняться (привет Сон Гоку!), и плащ, способный стать как оружием на любой вкус (хлыст, бита, лопата…), так и щитом, а ещё жаропрочен и даёт возможность летать.
Помимо прочего, у Энмы рентгеновское зрение и поразительная регенерация: его несколько раз убивают, то сжигая, то пронзая насквозь, то разрывая на куски, но он снова оживает. Правда, эта сила имеет свой лимит. Ещё он умеет становиться невидимым.
Юки-онна Юкико-химэ. Кажется едва ли не агрессивней Энмы, тем более что обычно в этом образе предлагается кудэрэ.
Не лишена силы и здравомыслия, но периодически оказывается девой в беде. В манге это происходит буквально в каждой главе, причём всякий раз Юки-тян оказывается голой. Зато потом либо помогает Энме, либо и вовсе одолевает ёкая сама. Вероятно, изначально немного влюблена в Энму, но не признаётся в этом даже самой себе. Или признаётся, но ждёт от незрелого Энмы адекватного поведения, которое тот не осиливает. 

Дуэтная коронка: 
– Юки-тян… 
– Я Юкико-химэ! 

Напоминает неуравновешенную воспитательницу при нерадивом подопечном. Сходство усиливает небольшая разница в возрасте – Юки немного старше Энмы. В манге она поначалу сущая милашка, но затем всё чаще начинает лупить бесстыжего Энму.
Любит принимать ледяную ванну. В смысле реально замораживает речку и погружается в лёд. Не спрашивайте, как это возможно, она же ёкай. 

Каппаэру. Плод грешной любви лягушки и каппы (имя образовано от «каппа» + «каэру», лягушка), но жутко оскорбляется, когда кто-то не признаёт в нём каппу. Неуклюжий, бесполезный толстяк, выполняющий роль комик релифа, но при этом несмешной.
По идее, должен отвечать за сбор информации, однако полезные сведения чаще поставляет Шляпа. Каппаэру напоминает тигра Хи-Мэна, который всё время такой: «А можно я дома посижу?».
Шляпа (Шаподзии – Старик-Шляпа/Старая Шляпа). Собственно, говорящая шляпа, дислоцирующаяся на голове Энмы. Исключительно полезный персонаж. То ёкая по проделкам опознаёт, то в ходе боя подсказывает, как защититься от атаки, то просто пытается удержать Энму от опрометчивых поступков, но тот со своей горячей головой редко слушает.
Второстепенных персонажей мало, но они появляются почти в каждой серии. 

Цутому. Учится в начальной школе, с которой начинается борьба Патруля против нечисти. 

Её название созвучно слову «ёкай».

Периодически помогает главным героям, хотя восторга от этого не испытывает. 

– Мы же теперь друзья! 
– Друзья? 
– Ну сначала ты спас нас, а потом мы спасли тебя. Друзья!
Харуми. Героиня второй серии, впоследствии подружка Цутому. Никакой сюжетной функции не несёт. Зато в ремейке 2011 года становится одним из основных персонажей.
Тобаччири-сэнсэй. Учитель Цутому и Харуми. Комедийный персонаж, у которого всё не слава ками. Практически местный дурачок: неуклюжий, ненадёжный, трусливый, постоянная жертва ёкаев. При этом назвать его отрицательным персонажем невозможно. В одной серии говорит Цутому, что тот не виноват в исчезновении Харуми, тем самым поддерживая мальчика. Да и вообще старается не бросать учеников в беде. Чего не скажешь о его манга-версии.
Перекочевал в первоисточник из манги «Animaru Kedaman».
Даракула. Потомок того самого Дракулы (поэтому такое исковерканное имя), был патрульным, но задружил с ёкаями, спился и завалил всю свою важную миссию, за что был уволен Энмой. Выглядит как типичный бомж. Наверно, потому что он и есть бомж. Живёт, судя по всему, на свалке. Кровь не пьёт, побирается на помойках, отбирая еду у бродячих собак.
В начале сериала дружит с ёкаями против Энмы и ко, но затем сбавляет градус неприязни и даже кое-как пытается перейти на правильную сторону. Энма относится к нему с подозрением и периодически пытается вывести на чистую воду. Хотя веских причин, чтобы убить Даракулу или отослать восвояси, он так и не находит.
Ну и Владыка Энма. Царь, просто царь.
Сюжет каждой серии строится примерно по одному шаблону: появляется ёкай, пакостит, Энма со товарищи его вычисляют и убивают. Вообще-то, ёкаев нужно отправлять обратно в ад, но чаще возвращаются они туда только ногами вперёд, за что Энма (который и устраивает им фаталити своим огненным жезлом) огребает от Юки-тян целую тираду нотаций.
Впрочем, агрессия Энмы как раз объяснима. Ёкаи изначально и в большинстве своём намеренно вредят людям, да не просто пугают, а калечат, убивают, сводят с ума. По сути, это преступники, так что отношение Энмы к ним соответствующее. Тем более что Адский Патруль очень напоминает полицейских: поиск преступника по уликам, погони, засады, ловля на живца… В одной серии они составляли фоторобот ёкая, а в другой ловили сбежавшего из дома ёкая по ориентировке. Ну чем не будни полиции? Тем более сами ёкаи частенько ведут себя как грабители банков из фильмов. Ну те, которые «У меня заложники, поэтому требую 100 миллионов долларов и вертолёт!».
При этом поимка преступников даже при всей мощи Патруля в целом и Энмы в частности дело непростое. Сначала нужно выловить из потоков информации, источником которой служит телевизор, сообщение о каком-то подозрительном ЧП. Затем додуматься, какой именно ёкай может быть в нём виноват. Потом найти его (при помощи бровей-антенн!) или приманить на живца… При этом чаще всего ёкай работает не один, так что Патрулю может противостоять целая ёкайская банда или очень хитрый тандем. Да и Патруль не всемогущ – некоторых ёкаев герои одолевают с явным трудом.
Постепенно сериал набирает обороты. От обезвреживания мелких хулиганов плавно доходит до спасения всей Японии, на которую из-за ёкаев вот-вот упадёт водородная бомба. Появляются драматичные эпизоды с моральными дилеммами, социальными и экологическими проблемами. Например, есть серия, в которой ёкаи, живущие в реке, куда с химзавода сбрасывается всякая гадость, из-за отравления становятся злыми. В другом эпизоде парень из-за контакта с ёкаем расстреливает прохожих из винтовки. 

Когда ведёшь здоровый образ жизни

Когда сидишь на химии

Есть просто грустные и трогательные серии вроде той, где ёкай, которого в принудительном порядке отправили на пенсию, обозлился от чувства собственной ненужности. Или эпизод об устаревании, немного напоминающий короткометражку «Golden Time» (2013) на ту же тему.
В основном, посыл в том, что ненависть порождает ненависть, а бессмысленная жестокость приносит только горе. Взрослому человеку это очевидно, но в ту пору аниме было рассчитано на детей. 

Барсик, фас!

Между строк просматриваются отличия ёкаев от людей, противоречивость их сущностей и невозможность двух миров сосуществовать вместе. Ёкаи просты в своих чувствах: если ненавидят, то до убийства, если любят, то… тоже до убийства, только не предмета любви, а его врагов. Они обидчивы, капризны, упрямы. Но при этом совершенно честны. Да, Даракула заискивает перед Энмой, а за спиной строит козни, да и стратегическая подлость ёкаям не чужда. Но в своих чувствах и стремлениях они прямы как рельсы. Даже ёкаев из Патруля не обошла стороной эта моральная полярность. Иногда главные герои торопятся одолеть ёкая, не задумываясь о его чувствах. Так что Цутому и Харуми иногда выступают миротворцами, и благодаря им конфликт удаётся уладить без жертв, как в серии с ёкаем, который хотел завести друзей.
При этом люди тоже отнюдь не подарки. Им свойственна трусость, слабость, лживость. За весь сериал неоднократно, скрыто и явно, звучит мысль, что настоящий ад – это мир людей. 
Драматизм в том, что ёкаи и люди похожи, но могут жить только лишь по соседству, а никак не вместе. Сериал вполне чётко это доказывает. Хотя иногда, вопреки здравому смыслу, хочется другой концовки, как в 23 серии.
Минус сериала в том, что он очень неровный. Начинается он с трёх мёртвых зверушек, причём одну из них, мышь, со смаком давили часовой шестерёнкой. Эдакий тайтл с девизом «Ужасы для самых маленьких, седина с пелёнок». Дальше типично ужастиковая атмосфера начинает сдавать, и сериал постепенно уходит сначала в драму, преимущественно социальную, а затем и вовсе превращается в обычные приключения с налётом мистики – хорошие персонажи побеждают плохих без какого-либо дополнительного подтекста.
Визуал тоже довольно неоднозначен. Авторы могли бы провести мастер-класс под названием «Как погрузить в депрессию за три кадра».
Для полного ужаса не хватает только лебедей из покрышек.

В третьей экранизации это было исправлено.

Картинка наводит на мысль, что действие происходит в крошечном полуразрушенном городке. Зрителя буквально обволакивает мрачная атмосфера упадничества и безнадёги. Солнце тут в принципе никогда не светит. Но затем локации становятся разнообразней, мрачняк уходит, декорации меняются, и рисовка уже не производит такого гнетущего впечатления. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Тех, кто надеялся на жесть до финала, ждёт разочарование. Зато зрителям, тяжко воспринимающим депрессивный антураж, заметно полегчает. Впрочем, жизнерадостным тайтл в любом случае назвать нельзя.
Рейтинг постепенно тоже немного снижается. Здесь есть кровь (хоть и мало), трупы и разрушения, но всё далеко за рамками шок-контента. 

Или нет?

Зато всякой странной, неоднозначной и весёлой дичи тут достаточно. В первую очередь это касается визуала. Юки успевает засветить и грудь, и задницу, а ещё в одной серии периодически мелькает детская пипка одного пацана-ёкая. Да, ребята, это бесцензурные 70-е, когда дети мылись вместе с родителями, а то и с толпой незнакомых людей в общественных банях. Что нового им могло показать аниме?

То странное чувство, когда панцушоты поставляет только Энма. Потому что Юки трусов вообще не носит.

Впрочем, в манге фансервиса куда больше.
Некоторые ёкаи выглядят так нелепо, что можно со смеху подавиться кофе. 

Ничего необычного, просто слоноорёл

А ещё умеют делать что-то воистину невероятное, например, связать противника волосом с груди и из того же материала построить целую клетку.
«Наши» не отстают. Юки-тян может подуть на камень и превратить его в топор.
Ээээ?!

Из антуражно-прикольного отмечу адские врата, которые открываются только в полнолуние, и адское такси. 

Убер 1973 года
Мелкий чубрик – это Нагай Го.

Под конец сериала аж сам Он дарит нашим патрульным бомжикам, которые обитали в заброшенной школьной бытовке, очаровательный домик в стиле семейки Аддамсов.
В манге он появляется уже в 6 главе.

Ламповая версия 2011 года

Примерно в то же время ребята обзаводятся крутым кабриолетом.
У тех, кто не очень в теме японского фольклора, от некоторых сцен может отпасть челюсть. Например, в 24 серии Каппаэру вытаскивает золотой шар из задницы морского ёкая. К слову, это единственный раз, когда от него был толк.
Низкосортный юмор тоже попадается.
Хотя в манге всё было ещё забористей.
А то, что говорящая шляпа и человек в костюме каппы никого не удивляют, спишем на… что-нибудь, придумайте сами. Любопытно, что в деревнях, где сильна вера в сверхъестественное, Патруль никого не удивляет. А те, кого Энма и ко избавили от враждебных ёкаев, искренне им благодарны и даже не напрягаются по поводу их родословной.
Заставки в духе времени, если вы понимаете, о чём я. Опенинг может порадовать довольно прилипчивой песенкой. Или проклясть? В общем, если она к вам прицепилась, это надолго. Эндинг поинтересней и при этом немного мимо сериала. В нём другая атмосфера, более уютная и ностальгическая. 
Опенинг
 

Эндинг
 

Названия серий объявляются голосом человека с запором. В 24 серии он почему-то взял отгул. 

Перебивка

Иногда Энма и Дракула рушат четвёртую стену по не пойми какой логике.
Несмотря на жутковатую атмосферу и, казалось бы, взрослые темы, аниме смотрится без восторга. Персонажи колоритные и запоминающиеся, а кто-то даже умудряется эволюционировать, но в душу они не западают. Сюжеты тоже не всегда захватывающие, так что одни эпизоды смотрятся бодро, а над другими можно уснуть. В качестве 13-серийника «Энма-кун» смотрелся бы лучше, не успевая приесться.
Аниме и 3-томная (21 глава) манга авторства Нагая Го выходили параллельно, но при этом сюжеты и настроение совершенно разные. По сути, совпадают только персонажи и общая концепция.
И Нагай Го неслабо повеселился, сделав упор на юмор и пошлятину. Ёкаи не строят никаких коварных планов, появляются безо всяких танцев с бубнами и довольно динамично выпиливаются. Всё это с приколами и эччи на грани порно. Чтоб вы понимали всю безбашенность и ширь авторского размаха, в одной главе ёкай, промелькнувший в аниме лишь в массовке, управляет пчёлами, которые высасывают мозг. Проморгав опасность, Энма становится слабоумным и в порыве любви к прелестям Юки-тян делает ей куни. Можно понять, почему мангу этого товарища сжигали в качестве протеста, но вообще-то подобные сценки и впрямь выглядят забавно.
Справочное бюро «Задрот» информирует: манга «Dororon Enma-kun» также известна под названием «Satanikus!». 

Увы, сериал не имеет перевода. Есть только ансаб к нескольким сериям: 1-6, 10, 15 и 18. Желающие посмотреть вполне могут размять японский и прокачать средний уровень с заходом на продвинутый. Без знания языка, тупо по картинке что-либо понять будет сложно.

В ожидании перевода

Комментариев нет:

Отправить комментарий