Поиск

вторник, 17 мая 2022 г.

Hikari no Densetsu

Название: Hikari no Densetsu (Легенда о Хикари)
Тип: 19 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: романтика, комедия, спорт, сёдзё
Год: 1986
Студия: Tatsunoko Production
World Art

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! В ТОМ ЧИСЛЕ КОНЦОВКИ!

За претенциозным названием «Легенда о Хикари» скрывается простенькая околошкольная мелодрама, в которой напрочь отсутствует пафос заявленного спокона. Да и самого спорта тут минимум.
Сериал пропускает обязательные вводные эпизоды о грустных буднях неудачника-протагониста, который вот-вот должен совершенно случайно и вопреки своим физическим данным оказаться в каком-нибудь клубе, где обязательно обнаружатся его скрытые, но гениальные способности. Авторы сразу дали промежуточный результат: вот вам талантливая девочка, которая далеко не первый день занимается художественной гимнастикой. Девочку зовут Камидзё Хикари, ей всего 14, но для спорта и жанра сёдзё это в самый раз. Она очаровательна в своей непосредственности, лёгкой неуклюжести и детскости, пока не переросшей в женскую стать. А ещё влюблена в сэмпая-гимнаста Оиси.
Это настоящий принц в белых трикошках, рыцарь без страха и упрёка, верный друг и просто милаха. Но закон аниме гласит, что если подвоха нет в персонаже, он будет в сценарии.
По Оиси давно и тихо, как подобает настоящей леди, сохнет его подруга детства Шиина. А в остальное время она занята соперничеством с Хикари, которая уже наступает на пятки и вот-вот отберёт титул королевы гимнастики.
Любовная геометрия была бы неполной без четвертого участника. Роль второго страдальца во френдзоне отыгрывает Мао, фронтмен начинающей рок-группы Mr. D, буквально следуя по стопам Шиины. Он сосед и друг детства Хикари, но из серии в серию мечтает о переходе на новый уровень отношений.
Забавно, что эта четвёрка, пока находится в кадре, в основном разбита на пары соперников. Но если общение Шиины и Хикари можно объяснить тем, что они состоят в одном клубе, то Оиси и Мао объединяет, кажется, только пол. Ведь Оиси исключительно мил и добр, а Мао – это цундере в брюках. Бунтарь и борец с системой, не принимающий никаких авторитетов. Он изо всех сил пытается казаться безразличным к Хикари, прекрасно видя и её влюблённость в Оиси, и вообще весь этот многоугольный любовный ад. 

Прогрустинация как обязательный аттракцион сёдзё

В любом другом мелодраматическом сериале о влюблённых школьниках наверняка бы начались скандалы, интриги, преследования… Но здесь в отношениях персонажей царит полный дзен. Шиина поддерживает Хикари, Хикари восхищается Шииной. А Оиси и Мао такие мимимишные дружбаны, что впору увидеть материал для яойного фанфика. Их чисто пацанская вечеринка в 14-й серии, когда Мао отпугивает девиц от Оиси, а потом они курят в подворотне и убегают от гопников, просто прекрасна. Вот где настоящая подростковая романтика!
Вообще, персонажи здесь удивительно адекватны. Мао старательно поставляет целые грузовики закидонов, однако он, в соответствие со своим образом и возрастом, вполне имеет на это право. Да и его уверенностью в поступках, принципиальностью и мужественной непоколебимостью можно только восхититься. 

Очки – личная фишка Мао.

А ещё у него есть собственный стиль в одежде и манера двигаться. Мао редко смотрит на собеседника прямо или стоит напротив. Тет-а-тет для него означает нападение, и не имеет значения, что это – ссора с навязчивым продюсером или попытка поцеловать любимую девушку. Потрясающе живой персонаж. И единственный, о чьей семье не сказано ни слова.
Оиси, при всей своей идеальности, оказывается тем ещё бревном в, если можно так выразиться, любовной чуткости. Кроме того, в далёком детстве неудачная попытка покорить небеса при помощи картонных крыльев подарила ему ощущение полёта, а его матери – страх за сына на всю оставшуюся жизнь, так что парню постоянно приходится бороться за право заниматься любимым делом.
Шиина, опять же вопреки имиджу одзё, иногда нет-нет да проявит обычную человеческую зависть или с треском провалит выступление из-за своих переживаний.
Хикари, к счастью, не нужно поддерживать какой-либо имидж, и всё же она тоже потихоньку становится лучше, взрослеет, совершенствуется.
Эти, казалось бы, мелочи делают персонажей живыми и верибельными. Пусть весьма номинально, ибо не тот жанр, но всё же.
Есть в сериале и второстепенные персонажи вроде звезды художественной гимнастики Дианы Гройчевой, образ которой, вероятно, списан с Диляны Георгиевой.
Ненадолго появляется и её преемница Мария Ленова.
Небольшое количество экранного времени уделили Мита Мэгуми, сопернице Хикари, которая, впрочем, очень быстро осознала всю бессмысленность борьбы и перешла в разряд мебели.
Поскольку перед нами романтика, имитирующая спокон, спортивная составляющая здесь наивна, как советская пятиклассница. Причём полное отсутствие терминологии и ликбезов удивляет не так сильно, как наличие до стыда бестолковых сцен. Для начала, в секции нет ни тренера, ни дежурного врача, а когда Оиси впервые выполняет новый элемент, его никто не подстраховывает. Создаётся впечатление, что это клуб юных суицидников. Элементы можно менять прямо по ходу выступления, никого об этом не предупреждая. Ещё больше сбивает с толку раздувание проблем из ничего, как в той серии, где у Хикари порвалась лента. Почему нельзя взять ленту уже выступившей участницы, а непременно нужно штопать свою? И почему нет запасных снарядов на такой случай?
Однако больше любого наивняка, творящегося на экране, смущает присутствие в составе съёмочной группы дизайнера меха: 

Аммонит / Ammonite / アンモナイト — меха 

Можно предположить, что кто-то криво перевёл термин, обозначающий особые движения персонажей, например, в боевых искусствах или том же спорте. Но нет, это именно дизайн механизмов. При том, что в «Легенде о Хикари» из всей техники нарисована от силы пара машин, которые мог изобразить даже самый криворукий художник, просто взглянув на дорогу из окна.
Кстати о художниках. Рисовка способна вызвать вопль ужаса своей бюджетностью. Даже симпатичные дизайны не могут скрыть дешевизны картинки, упрощённой до примитива 70-х. Хорошая новость в том, что с 4-й серии визуал становится чуть лучше. Плохая новость в том, что не настолько, чтобы пищать от восторга.
Но, пожалуй, важнее то, что авторам всё-таки удалось передать эстетику чётких и в то же время грациозных движений, математическую точность элементов и озорную лёгкость танца. Хоть для этого и пришлось сократить выступления и повторять некоторые особо удачные кадры.
Не забыли и про юмор. Шуток мало, но они всегда к месту и на высоте. 

«Ты всегда в Джеймса Дина играешь?»

А вот без эччи вполне можно было и обойтись. Комичность одной конкретной ситуации определённо не требовала обязательно засветить грудь старшей сестры Хикари.
Заставки максимально неинтересны и напрочь отказываются запоминаться хоть чем-то. Перебивки скучные и однообразные.
А вообще, «Легенда о Хикари» – наглядный пример того случая, когда закадровщина гораздо увлекательней самого аниме.
Сериал снят по одноимённой манге Асо Идзуми, которая начала публиковаться в 1985 году и отмахала целых 16 томов до 1988 года. Это самая длинная работа автора. К сожалению, прочитать её невозможно – нет перевода даже на английский. Правда, она издавалась в Италии и Франции, но местные языки уже не такие ходовые.
Поскольку манга на момент производства аниме всё ещё продолжала выходить, авторы были вынуждены сочинять сюжет самостоятельно. Так, они придумали Мао. Да-да, этот колоритный пацан с неоткалиброванным дерзометром, изюминка аниме, напрочь отсутствовал в манге. Более того, Асо Идзуми не только позаимствовала его образ из аниме (правда, по понятным причинам изменив дизайн), но и сделала полноценным персонажем. И это ещё не всё! Концовка в манге совсем другая. У Шиины диагностирована лейкемия, но она вместе с Оиси едет в Сеул, чтобы поддержать выступающую там Хикари. Оиси отвечает на чувства Шиины, чем разбивает сердце Хикари. Та ищет утешения у Мао, оставшись на всю ночь в номере его отеля, что порождает разные слухи. После этого Мао, окончательно устав быть жилеткой и слушать о том, как Хикари влюблена в Оиси, начинает вести себя грубо. Тогда Хикари наконец понимает, как ей дорог Мао. Во время выступления он исполняет для неё итальянскую песню о любви «Un dì all'azzurro spazio», что запрещено правилами. Вероятно, за это Хикари будет дисквалифицирована, но влюблённым плевать – счастливые, они уходят под гром аплодисментов.
Поэтому если вам, как и мне, показалось, что сложившаяся в аниме пара не имеет никаких точек соприкосновения, возрадуйтесь.
Кстати, по интернету гуляет информация о том, что Ёсимаса Иноуэ, озвучивший Нацукава Мао, написал обе песни, которые тот исполняет, хотя указан лишь как сэйю. Но откуда взята эта информация, мне неведомо. Японская Вики утверждает, что он просто исполнитель, тогда как стихи написала Кавамура Масуми (очень известный автор песен для аниме), а музыку – Кавамура Эйдзи (просто однофамильцы): 

2曲共に、作詞 - 川村真澄 / 編曲 - 川村栄二 / 歌 - 井上ヨシマサ 

К сожалению, все эти интересные факты никак не влияли на рейтинг аниме, которое прикрыли раньше, чем оно успело протянуть традиционные 25 серий.
Впервые сериал транслировался по TV Asahi с 3 мая по 20 сентября 1986 года. Затем его якобы повторили по японскому телевидению во время летних Олимпийских игр 1988 года в Сеуле, но пруфа нет. С тех пор «Легенда о Хикари» забылась и запылилась, вновь появившись на анимационном канале AT-X лишь в 2013 году, где её транслировали с февраля по июнь. Не выпущено ни VHS, ни DVD.
Ходили слухи о том, что была снята 20-я серия, которую нигде не успели показать. Поверить в это невозможно, ведь аниме полностью завершено. 

Соперники…

…и друзья

Аналогично ошибочен слух о существовании порно-версии.
В сборнике хентайных новелл «Cream Lemon» действительно есть эпизод под названием «White Shadow» (15.04.1987), но с «Легендой о Хикари» его объединяет лишь похожий дизайн главной героини Мами (на который автора вполне могла вдохновить Хикари), её увлечение художественной гимнастикой и присутствие в сюжете двух парней.
История никак не связана со спортом, и Мами могла бы быть хоть слесарем, хоть балериной.
Как это частенько случалось со старым аниме, «Легенда о Хикари» стала хитом в Европе, хоть и оказалась совершенно невостребованной на родине. Впервые аниме было показано в Италии на канале Italia Uno в 1988 году под названием «Хилари» и в том же году во Франции на канале La Cinq, где уже называлось «Синтия, или Ритм жизни». В 1991 году оно транслировалось в Испании. Наконец, трансляция в Германии состоялась в 1994 году на Tele Fünf под названием «Маленькие суперзвёзды». А вот до США сериал так и не дошёл.
По названиям нетрудно заметить, что главная героиня переименовывалась в зависимости от страны показа. Также менялся и возраст. В Германии ей тринадцать лет, и её зовут Хикари. В Испании это уже 12-летняя Валентина. Во Франции ей пятнадцать лет, и она носит имя Синтия. Наконец, в Италии ей четырнадцать лет, и её зовут Хилари. В манге история начинается, когда Хикари 13-14 лет, и заканчивается минимум через три года.
«Легенда о Хикари» похожа на других, более ярких представителей жанра вроде «Aishite Knight» или «Marmalade Boy», хоть и не может конкурировать с ними ни в продолжительности, ни в запутанности сюжетных линий, ни в накале страстей. Сериал не берёт за душу, не влюбляет в героев и как будто нарочно старается всегда быть где-то посерединке – не слишком хорошим и не откровенно плохим. Он увлекает, но не навязывается. Возможно, причина в том, что Мотидзуки Томоми, для которого это была первая режиссёрская работа, набивал руку и элементарно боялся оплошать. В сериале буквально пара интересных визуальных ходов.
Довольно ровное впечатление усугубляется тем, что аниме прикрыли из-за низких рейтингов, так что заканчивается оно резко, второпях. Конечно, авторы, уходя, закрыли гештальт, кратенько обозначив местонахождение и статус основных персонажей, но ощущения скомканности это не перебило.
Сериал подойдёт тем, кого привлекает лёгкая романтика без многосерийной санта-барбары, и желающим попробовать жанр «спокон», не связывая себя необходимостью вникать в правила соревнований и технические нюансы. Тем же, кто хочет полноценных любовных игрищ и спортивного накала страстей, лучше выбрать что-нибудь другое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий