Поиск

суббота, 7 мая 2022 г.

Kamiarizuki no Kodomo

Название: Kamiarizuki no Kodomo (Дитя месяца богов)
Тип: полнометражный фильм, 100 мин.
Жанр: драма, приключения, фантастика
Год: 2021
Студия: Liden Films
World Art
Год назад 12-летняя Канна потеряла мать и никак не может пережить эту потерю. Они вместе любили бегать наперегонки, поэтому теперь из-за болезненных ассоциаций девочке тяжело даётся даже обычный школьный марафон. Не в силах взять себя в руки, Канна бросает соревнование на полпути и убегает в расположенный неподалёку храм. Там, вспоминая о матери, она надевает её браслет… и время останавливается. Оказывается, Яёй была идатэном – особенным бегуном, который каждый год собирал дары тисо, чтобы отнести их в Идзумо на собрание всех богов. Теперь эту миссию должна выполнить Канна. Из-за недопонимания она решает, что сможет встретиться в Идзумо с матерью, а потому с готовностью соглашается проделать огромный путь, да ещё и пешком. Компанию ей составят кролик Широ и демон Яша.

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!

Сдаваться так же тяжело, как продолжать.
Namiya Zakkaten no Kiseki 

Дебютная режиссёрская работа Сираи Таканы, аниматора Studio 4°C, не может похвастаться ни оригинальным визуалом, ни качественной постановкой, ни даже упоротостью. С первых кадров ощущаешь себя не зрителем, а соавтором, потому что мысленно приходится то править сценарий, то делать перемонтаж. 

Решительно непонятно, почему Яша стоит к миру передом, а к богу задом.

Первые четыре минуты можно смело вырезать, оставив только пару самых ключевых кадров. И неплохо бы подать их как сон главной героини, а не просто кусок про бег в лесу неких людей, с которыми зритель ещё не знаком.
Кадр иногда построен так, что разобраться в происходящем получается не сразу. Например, в момент первого появления чёрной плесени, символизирующей дурные мысли главной героини, камера показывает ноги, но чьи?
А бывает, что сцена просто непонятная, как встреча с богом-аистом, который зачем-то приподнял Канну над землёй, а потом выронил и сам спустился уже с яйцом. Да, тут может быть сокрыт какой-то смысл, но вряд ли целевые младшеклассники в курсе, какие в принципе есть боги и что у них за фольклорные особенности. Даже если фильм показывали по всей Японии, где в каждом регионе узнавали своего родимого покровителя, это больше похоже не на просветительскую миссию или дань уважения соседям, а на неумение хорошо снимать.
Интересных ракурсов или оригинальных визуальных приёмов нет, хотя попытки были. Например, J-кат в конце четвёртой минуты и резкий выстрел стартового пистолета прямо после тревожных кадров с чёрной плесенью, суть которой пока ещё не раскрыта. Мало кто не вздрогнет. 

«Царапины» на лицах персонажей тоже поначалу пугают.

Спустя полчаса экранного времени герои всё ещё собираются в путь. Хочется уже действия, приключений, смены пейзажей, а персонажи диалогизируют и диалогизируют, да так «увлекательно», что даже десяти чашек кофе мало, чтобы не уснуть. При этом некоторые реплики будто украдены из репертуара Капитана Очевидности. «Если устанешь бежать, просто шагай», – напутствует Канну местный бог. Действительно, если бы не этот совет, девочка бы упала замертво от инфаркта.
Удивительно, но факт: бесконечная трепотня персонажей не только не даёт ответов на вопросы, но и порождает новые. Почему деятельный и вполне выносливый кролик не может сам доставить тисо в Идзумо? Внятных причин не озвучено, и кажется, что дело в банальном соблюдении протокола: идатэн бежит, посланник составляет ему компанию. Было бы куда логичней сделать его либо слишком маленьким, либо слабым, либо вообще неосязаемым, чтобы некую часть времени он находился внутри идатэна или обращался в предмет. Да хоть бы сидел в той же цацке на браслете, как джинн в лампе. Получается, что при кролике бесполезен скорее идатэн, который даже дороги не знает.
Таким же невнятным кажется эпизод с богом-драконом и его испытанием. С какой стати он требует, чтобы идатэн ему что-то доказывал? Есть ли вообще время на эти глупые состязания? Да и если идатэн окажется недостойным, что тогда? Боги останутся без тисо? Не им ли хуже? Впрочем, авторы забыли уточнить, кто больше заинтересован в успехе этого сборища. А испытание предлагается потому, что дальше дорога станет только сложнее. И снова вопросы. Почему она станет сложнее? Там какая-то специальная полоса препятствий? Таможенный досмотр? Фэйс-контроль? И если уж так, не верней ли экономить силы, а не тратить их на прыжки по парящим в воздухе камням? Может, этот забег призван показать девчушке, что её миссия – это не просто марафон через половину Хонсю, а опасное мероприятие, во время которого можно расстаться с жизнью? Так это странно, учитывая, что именно забава бога-дракона самое опасное приключение ГГни со товарищи за всё время пути. И как поверить в возможность гибели, если дракон сам же и не даёт разбиться? В общем, нагнетание драмы ради нагнетания драмы. 

Браслет избранного

История бога-дракона занимает две строчки и больше запутывает, чем что-либо объясняет. По идее, раз это реальное божество реального храма, его история должна соответствовать хотя бы одной из существующих версий, а их всего три. Но ни одна не подходит под авторскую байку о невозможности встретиться с родителями. Да и когда огромный суровый не дракон, а драконище, хозяин земель говорит старческим голосом о тоске по родителям, это слегка озадачивает. Ну и коронная вишенка – констатация очевидного: «Ты должна успеть в Идзумо до начала собрания». Да-да, спасибо, что напомнил. И задержал.

Канна почему-то только к концу путешествия вдруг задаётся вопросом, что случится, если она не успеет. При этом спрашивает не у кролика, а у одного из богов. Тот сначала как всегда гениально подмечает, что «боги не смогут собраться» (не может быть!), а затем не менее гениально предрекает месяц без богов (не может быть!!) и какие-то страшные беды (не может быть!!!). Ясность и конкретика? Нет, не слышали. 

Проделанный путь

При этом так толком и не объясняется, что случится, если не доставить богам тисо, зато аж дважды рассказывается о сборище богов в Идзумо. Вероятно, бесконечные ликбезы (а общебожественный слёт в Идзумо – только один из них) нужны и важны, но все эти справочные материалы нужно либо уметь красиво вписывать в сюжет, либо вовсе оставить для каких-нибудь внеклассных занятий и обсуждений с родителями.
Помойку в голове Канны иногда можно оправдать возрастом девочки и психологической травмой от потери матери, но иногда маразм так крепчает, что впору завыть. Только-только ответив дракону на вопрос, почему она спасла демонёнка, Канна тому же Яше на тот же самый вопрос отвечает, что не знает. А затем, подумав, озвучивает другую версию. Весело с ним, видите ли. 
А ещё здесь есть потрясающая формулировка, сокращаемая до элементарного «Нет»: 

Судьба подобна узлу, что соединяет начало и конец. Мы не творим судьбы. Мы сводим их вместе. Люди создают причины и следствия. Каждый человек своими действиями создаёт причину, из которой вытекает следствие.

Только представьте всю ширь применения этого высокопарного словоблудия!
 
– Пал Палыч на месте? К нему можно?
– Судьба подобна узлу, что соединяет… 

– Иван Ваныч, хотелось бы зарплату побольше.
– Судьба подобна узлу, что соединяет…
 
– Девушка, а можно отсрочку по кредиту?
– Судьба подобна узлу, что соединяет…
 
– Ты выйдешь за меня?
– Судьба подобна узлу, что соединяет…
 
Продолжать можно бесконечно. 

Ближе к концу становится понятно, что толковые роли не прописаны почти ни для кого. Если присутствие кролика ещё можно оправдать сказочностью истории, которая буквально требует наличия хотя бы одной говорящей зверушки, то мальчика-демона Яши вполне могло бы и не быть в сюжете, ведь ничего сверхважного он не делает.
Ещё меньше повезло статистам, этим непонятным людям, которые в ливень радостно бродят по окрестностям, что странно даже для туристов. 

Ничего необычного, просто толпа людей стоит под проливных дождём. Просто. Стоит.

Вероятно, раз в центре сюжета должны быть переживания Канны, диванного туризма недодали. Города и храмы представлены в лучшем случае парой кадров. 

Храм Усидзима (牛嶋神社), Токио, Сумида
Храм Атаго (愛宕神社), Токио, Нэрима
Храм Хэбикубо (蛇窪神社), Токио, Синагава
Храм Ко (鴻神社), Сайтама
Город Сува, Нагано
Сува-тайся (諏訪大社), Нагано
Город Миядзу, Киото
Храм Котохира (金刀比羅神社), Хёго
Храм Хакуто (白兎神社), Тоттори
Храм Идзумо (出雲大社), Симанэ
Тема даров тоже не раскрыта, а появление некоторых и вовсе зрелище не для слабых желудком. Чего только стоит огромный слюнявый шар, с отвратительным звуком вырастающий в пасти быка.
Визуал грустнее, чем глаза Хазанова. В фильме есть и солнечный день, и пейзажи, окрашенные закатом во все оттенки оранжевого, и уютная ночь... Но фильм всё равно запоминается как целиком состоящий из унылой дождливой серости, отчаяния и одиночества.
Дождь, правда, нарисован очень здорово, будто идёт на самом деле.
Музыка почти незаметна, по большей части потому что убога, хотя ближе к концу авторы даже вставили воодушевляющую композицию под гамбаримасный забег Канны к святилищу Идзумо и самоуважению. 

Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!

Убогая картинка, плохо прописанный сценарий и неуклюжая режиссура не дают насладиться задумкой, которая, в общем-то, довольно неплоха. Это многослойная драма о девочке, страдающей из-за невозможности принять новые условия жизни, в которой нет матери. Канна как будто бы и любит бег, но в то же время искренне не понимает, зачем он ей нужен, ведь раньше это было их с матерью общее увлечение. Бросить нельзя из-за отца – он же расстроится. Вряд ли ребёнок в возрасте Канны может чётко осознать эту дилемму и уж тем более попросить у кого-нибудь совета. Так что бедная девчушка обманывает сначала себя, потом подружку, отца… А всё невысказанное превращается в чёрную плесень или жуткий дым.
Канна застряла между двумя крайностями: либо бегать и побеждать, либо вообще не бегать. Она не может забыть, как «подвела» мать, когда та, несмотря на плохое самочувствие и холодную погоду, пришла поддержать дочь на марафоне. А перед этим сказала, что тоже постарается. Канна в итоге не заняла призовое место, а Яёй потеряла сознание, когда собиралась взять почётную грамоту из рук дочери. Канна со своим детским мышлением уверена, что если бы она победила, её мать была бы жива.
Очень показательна сцена в клетке с кроликами. Зритель видит милую добрую девчушку, которая любит животных и с удовольствием тискает пушистиков-кроликов. Казалось бы, просто кавай. И в то же время между строк считывается её душевный раздрай, неспособность поделиться с кем-то своими настоящими чувствами. Вот и приходится изливать душу безмолвным кроликам.
«Kamiari no Kodomo» о том, что старания не всегда приводят к желаемому результату, а иногда никакие усилия не могут изменить некоторых вещей. О том, что подчас тяжело бежать от своей слабости и сомнений. И о том, что нужно делать то, чего не можешь не делать. Очень жаль, что из-за неумелой реализации хорошей идеи фильм почти несмотрибелен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий