Поиск

понедельник, 16 августа 2021 г.

Takarajima

Название: Takarajima (Остров сокровищ, Treasure Island)
Тип: 26 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: приключения, драма
Год: 1978
Студия: TMS Entertainment, Madhouse
World Art
Экранизация одноимённого романа Роберта Льюиса Стивенсона. 

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!

Спонсор скриншотов – капитан Сильвер. Капитан Сильвер – мужик на все случаи жизни, прекрасный с любых сторон.

Перед просмотром перечитала книгу и поразилась, насколько ж она здорово написана. Читается легко, прямо взахлёб, нет никаких лишних персонажей или сцен, всё очень лаконично, но в то же время исчерпывающе. Да и объём такой, что можно легко осилить всю книгу за пару часов.
Экранизировали историю очень старательно, хотя в какой-то момент отошли от последовательности событий в оригинале и устроили героям целый квест по поиску сокровищ. Персонажей, по традиции, либо перекроили, либо умножили в количестве: появился шебутной моряк Папи, по ходу сюжета меняющий сторону; пирату с Библией прописали шизу не шизу, но весьма запоминающуюся манеру пророчествовать; а ГГ выдали котёнка леопарда Бенбоу.
Отрицательные персонажи сильно смягчены для детской аудитории, поэтому отвратительный пьяница, хам и дебошир Билли тут сама доброта, послушность и терпение.
Папи – бессмысленный и раздражающий. Стоило дать ему более внятную роль.
За Грея хочется бить морды. Взяли и насыпали стекла, ну вот зачем? В книге ему повезло больше: «Грей не только сберёг свои деньги, но, внезапно решив добиться успеха в жизни, занялся прилежным изучением морского дела. Теперь он штурман и совладелец одного превосходного и хорошо оснащённого судна».
Про капитана Смоллетта вообще невозможно ничего понять – слишком мало экранного времени.
Доктор Ливси тоже недополучил реплик и кадров, плюс уж слишком он деревянный. И цвет лица нездоровый, и вид поначалу не внушающий доверия. В книге он был более объёмным и сочетал в себе несочетаемое – невероятную мягкость и доброту (например, заявил, что в любом случае пошёл бы лечить пиратов, даже если бы его там пристрелили), но в то же время мог быть суров, как зима на Хоккайдо. Короче, получался выпуклый человек, а не картонка, как в ТВ.
Сквайр Трелони вообще мимо кассы со своей трусостью и политической угодливостью. В книге он был хоть и болтливый, но полезный. В аниме же странно видеть такое тряпочное поведение у владельца судна. Просто тупой толстый балласт.
ГГ поначалу совсем отбитый и непуганный. Плюс довольно избалованный и безответственный: мать надрывается, наводя порядок, а он скачет по пляжу со своим котиком. Для 13 лет он ведёт себя подчас как дебил. Например, в одном эпизоде бросился за отцовской подзорной трубой, хотя за ним гнались пираты. Но я понимаю, для чего это сделано: во-первых, чтобы зритель мог себя с ним ассоциировать, во-вторых, чтобы ему было куда расти. Дай авторы сразу рассудительного парня, и не вышло бы ни интриги с предательством Сильвера, ни какого-либо развития персонажа.
«Ты больше не мой… не мой Джон Сильвер!» 

Удивительно, но образ Сильвера – это как раз самое занятное. В аниме его романтизировали по самое некуда. Взаимоотношения Джима и Сильвера – натуральный бразильский сериал. Они как влюблённая пара: то сходятся, то расходятся, потому что и вместе не получается, и друг без друга невыносимо.
В общем, самое главное сокровище и сериала, и Джима – это Сильвер. И тут он и впрямь мужик хоть куда. Авторы настолько упусячили жестокую, двуличную мразь из книги, что беспринципный пират превратился в сёдзёшного рыцаря без страха и упрёка. То он в абсолютно идиотской филлерной серии бросается спасать Джима от похитителей, то отпускает того с миром, хотя надо бы убить, короче, заботится, как батька родной.
Впрочем, они и впрямь похожи, как отец и сын, даже Бенбоу часто висит на плече мальчика, будто подражая попугаю Сильвера. Забавно, что в диснеевской экранизации «Планета сокровищ» глава пиратов хоть и отвратен и не обладает даже сотой долей харизмы анимешного Сильвера, но тоже становится для ГГ заменой отца и потом вспоминается последним исключительно с теплотой. В это время в книге: «О Сильвере мы больше ничего не слыхали. Отвратительный одноногий моряк навсегда ушёл из моей жизни. Вероятно, он отыскал свою чернокожую женщину и живёт где-нибудь в своё удовольствие с нею и с Капитаном Флинтом».
«Я в порядке, я с одной ногой могу такое сделать, что другие и на трех не смогут».
Фильм "Кафе первой любви"
 

В отрыве от Джима местный Сильвер настолько хорош как мужской персонаж, что впору снимать отдельный сериал про его жизнь. 

«Если мужчина решил что-то сделать, не имеет значения, одна у него нога, две или три. И если я что-то решил, я иду до конца, правильно это или нет. Таково моё кредо».


Взрослый мужик (правда, на 50 лет в аниме он не выглядит, ну да ладно, нам же лучше) с титановой силой воли, внутренним конфликтом, смекалкой и выносливостью Годзиллы. При этом не супермен, нет. Он крут не потому, что неуязвим, а потому, что может подняться после любого удара судьбы. Поэтому во время очередного эпизода, когда Сильвер проявляет себя как Мужик с большой буквы, очень трудно подавить в себе желание пищать от восторга и бросать в экран лифчик. А вот тяга скриншотить контролю не поддаётся.
С юмором вышел прокол. Папи на полноценного комедийного персонажа не тянет. Коту периодически чем-нибудь отдавливают хвост, и это, по мнению авторов, должно быть смешно, но по факту скучно и глупо. Попытки показать какую-то сцену в комичном ключе проваливались из-за полного несоответствия времени и места. Взять хоть весёлый разбор сундука, когда грозит смертельная опасность.
Впечатление также портят абсолютно безумные сцены, вроде той, когда Сильвер пришёл к главным героям в крепость, достал из мешка тарелку с бутербродом, кофейник (?!), чашку и принялся завтракать.
А ещё это тот случай, когда недоработанный сценарий вызывает вопросы, причём не к авторам, а к персонажам, которые на самом деле не такие тупые, какими кажутся. Взять хотя бы эпизод, в котором Джим отправляет корабль в свободное плавание. В книге на карте были подробно нарисованы все течения, поэтому Джим знал и остров, и его окрестности наизусть. Корабль он хотел открепить, чтобы его выбросило на берег (а его бы именно на берег и вынесло, потому что он находился вблизи острова). А сделать он это решил потому, что опасался, как бы пираты не уплыли куда подальше в море, туда, куда наши положительные герои потом точно ни на чём не догребут. В аниме совершенно непонятно, были ли на карте указаны течения, устно об этом тоже не говорится. Отсюда и недоумение.
Бену Ганну сценарий тоже подмочил репутацию. В оригинале он провёл на острове всего 3 года, тогда как авторы аниме сослали его туда аж на 10 лет. И если в первом случае ещё худо-бедно можно продержаться, то 10 лет – это всё же перебор. И для психологического состояния, и для физического. Но дальше больше. Первый момент – лодка, которую смастерил Бен. Она сделана из шкур, хотя на острове нет ни одного животного. В книге были козы, которыми робинзон и питался. Второй момент – серия, в которой Сильвер заболел малярией. Бен говорит, что как-то раз он тоже заболел, но съел кувшинку с болота и исцелился. И вот тут сразу два вопроса – откуда он знает, что помогла именно кувшинка и какого вообще чёрта он её жрал? Ну серьёзно, человек заболел и просто по приколу решил съесть какую-то случайную траву? Идиотизм же. Да, Сильвера надо было исцелить, но не так же топорно.


Ну и просто простынёй:
- добрейший доктор вытаскивает из Сильвера пулю без анестезии. WTF, дорогие авторы? К слову, пули за весь сериал вынимают аж трижды – что за фетиш такой?
- момент, в котором доктор Ливси говорит, что не арестует Билли, потому что приходил к нему как врач, а не как судья, воткнут ловко, хотя вообще такая философия – дурь (про это абзац ниже); 

Доктор Ливси, уходя от Билли Бонса, говорит, что не будет его арестовывать, потому что приходил как врач, а не как судья. С человеком, который только что убил бы кого-то или изнасиловал, он бы повёл себя так же? А если бы дело касалось его близких? То есть он как судья пренебрегает своими обязанностями и закрывает глаза на преступника, вылечивая его и давая возможность совершить ещё какое-нибудь преступление. Ну да, Билли конкретно в данный момент ничего не сделал, просто выяснилось, что он пират, но всё же, всё же. Это ведь не отменяет того, что он до этого убивал и грабил людей и не понёс за это никакого наказания. Хорошо, что он загнулся, а то вместо одной жертвы (этого самого злодея) было бы дофига других (порядочных людей).

- некоторые персонажи погибают тупейшим образом (хотя это можно списать на их неумение сражаться в силу мирной профессии);
- фирменные кадры Дэдзаки пихались к месту и не к месту, поскольку иногда были призваны не усиливать драматический эффект, а всего лишь экономить на анимации;
- Трелони ныряет в парике, Джим плавает как заправский водолаз;
- превью дают слишком много информации;
эпизод с появлением корабля-призрака совершенно бредовый. Ещё и с трупом недавно утонувшего персонажа, который почему-то болтался повешенный на рее. Хотели добавить крипоты?
- эндинг: НЛО, летучий голландец, лунные зайцы. Эээээ?!
Субтитры годные, хотя периодически встречаются орфографические ошибки и неверно переведённые фразы. То у колокольчика приятная окружность, а не звон (автор сам не недоумевал?), то Джим почему-то предлагает Сильверу сварить из него суп, хотя на самом деле говорит, что никакой суп не искупит его вины.
«Остров сокровищ» не пытается открыть америк и идёт практически чётко по книге, но в то же время смещает акценты и не отказывает себе в импровизации. Последняя получается так себе, поэтому если какая-то из авторских придумок и остаётся в памяти, то лишь с явным налётом недоумения. Зато образ Сильвера перекроен настолько ловко, что компенсирует абсолютно все неудачные идеи. Сериал, конечно, и сам по себе неплох, но смотреть его стоит в первую очередь именно ради этого невероятного мужика. Он просто 10 из 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий