Поиск

пятница, 9 ноября 2012 г.

Любовь и честь

Название: Любовь и честь (Bushi no ichibun)
Тип: полнометражный фильм (Япония)
Жанр: мелодрама, драма
Год: 2006
Режиссер: Ёдзи Ямада



Синодзё - самурай невысокого положения. Свою должность дегустатора пищи даймё он находит скучной и бессмысленной и мечтает об открытии школы кендо для мальчиков всех сословий. Однажды, вследствие отравления, он теряет зрение.

Если в двух предыдущих картинах Ёдзи Ямада выдвигал на первый план конфликты, связанные с кланом, то здесь он задвинут практически за кулисы, и всё действие происходит внутри и вокруг одной семьи; если раньше главный герой был ужасающе беден, то теперь он живет в достатке; если до этого сталкивались долг и совесть, долг и дружба, долг и любовь, то сейчас режиссер решил рассказать о союзе любви и чести.
Теперь вся история посвящена супругам. Обычной, традиционной японской семье, образ которой воплощает в себе абсолютно противоположные феминизму идеи, и хотя бы лишь поэтому так невыразимо приятно наблюдать за этой парой. При этом женщина (жена) играет равнозначную мужчине роль, занимает столько же места в сценарии и так же важна для повествования, как и он, в отличие от двух более ранних частей, где женский персонаж был больше неким чемоданом без ручки, который то бросали, то, надрываясь, тащили.
Огромное количество экранного времени занимает скрупулезное воспроизведение быта, который будто бы становится еще одним персонажем, настолько его много, так он здесь всеобъемлющ и вездесущ. И вновь внимание к деталям (чашки, утюжок, столики, ящички, клетка для птиц), мелочам и простейшим действиям вроде мытья полов и наливания воды в чашку и т.д. Повседневность показана с любовь и даже с некой толикой ностальгии. И та эстетика, которая неизменно присутствует в кадре, создает атмосферу покоя и умиротворенности.
Несмотря на вышесказанное, я бы назвала этот фильм самым напряженным и драматичным из всей трилогии. Это уже почти целиком домашняя драма.
В первой и второй частях решения были очевидными, и если выбор и стоял, то чисто символически, и проблема решалась быстро, хоть и непросто – самурайским поединком. В третьей картине этот самый поединок также присутствует, однако никакой проблемы не решает. Она остается, более того, не просто зависает на неопределенное время, ожидая решительных действий, она растягивается на всю жизнь, превращаясь в своего рода крест, который нужно нести. Однако Ямада не видит в этом трагедии, благодаря ему она становится силой. Силой, которая объединяет и не мешает, а помогает жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий