Поиск

суббота, 10 ноября 2012 г.

Свободные

Название: Свободные (Footloose)
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: комедия, драма, мелодрама, музыка
Год: 1984, 2011



Рен МакКормак переезжает из мегаполиса в тихий провинциальный городок, в котором запрещены рок-музыка и танцы. Заручившись поддержкой своего приятеля и юной возлюбленной, герой решает изменить старомодные порядки, установленные преподобным отцом Муром, и заставить благочестивых горожан «тряхнуть стариной». (с) Кинопоиск

Впервые за долгое время в фильме про подростков действительно вижу подростков. Со всеми их белками, комплексами, закидонами, но, по сути, обычными человеческими проблемами, которые взрослые почему-то считают никчемными.
Помимо этого, подкупает сам образ подростка. Не единожды мне попадались картины, в которых герои, грубо говоря, при помощи мп3-плеера и кедов пытались свернуть горы и поработить мир, причем так неистово, так бездумно, с таким надрывом, как будто живут последний день. При этом выглядели они как вполне взрослые люди. Одним словом, все у них было чересчур через край, совершенно без тормозов и пределов. И какого-то внятного объяснения этому я так и не находила. В «Свободных» никто не метит в солисты Большого театра, не мечтает стать вторым Майклом Джексоном, не бьется в истерике потому, что не выиграет какой-то там конкурс талантов и так далее. Люди просто хотят танцевать. И всё.
Что же касается музыкального контента, то здесь танцы говорят. Это не просто дерготня ради дерготни, это рассказ того, кто танцует. Взять хотя бы эпизод, в котором ГГ «выпускал пар». Это злость, борьба, протест против любых ограничений, который он не может высказать напрямую. Мешанина негативных чувств рвется из него наружу, превращаясь в хаотические движения. Эта ненависть, этот огонь юности, категоричность, буйство гормонов, все это даже не выходит, а вырывается, отдаваясь рикошетом по парню. Он выбрасывает из себя чувства, которые принимают вид такого яростного танца, что, исполняя его, можно покалечиться. Это так по-настоящему, это настолько искренне, что хочется аплодировать стоя. А ведь это же так элементарно! Но почему-то прочие авторы множества фильмов вроде «Шага вперед», «Уличных танцев» и прочих так и не смогли этого сделать. Да, они показывали танцы, да, они рассказывали о подростках, но я ни разу не увидела дуэта танец+чувства, каждое из этих составляющих всегда было соло. Хотя, конечно, есть здесь и просто танцы ради танцев, но жутко позитивные. Кроме того, кино предлагает пляски на любой лад: уличные, ковбойские, брейк, консервативный медляк для школьного бала и так далее.
Если вы уже помчались качать этот фильм, притормозите, дабы потом не разочароваться. Несмотря на то, что кино это музыкальное, о танцах все время говорят, все вращается вокруг них, но на самом деле они как будто бы всего лишь средство, а не самоцель. То есть их здесь мало (это, пожалуй, единственный минус картины), и они существуют больше для того, чтобы где-то добавить позитива, где-то расставить акценты, а где-то дать авторам возможность развести нудное морализаторство. Впрочем, ноги всей тягомотины и уныния фильма растут из религии, из той слепой веры провинциалов во всё, что говорит местный проповедник. Собственно, это и влечет за собой все проблемы, которые иначе как маразматичными не назовешь.
В целом, я бы данную вещь рекомендовала как минимум из-за отличных музыкальных эпизодов, а как максимум потому, что это спокойное, но вполне жизненное кино.

Интересные факты: Раньше предполагалось, что главную роль будет исполнять Зак Эфрон, но юный актер решил, что мюзиклов с него довольно. Рена МакКормака также мог сыграть Чейс Кроуфорд и Томас Деккер. В борьбе за роль Ариэль Джулианна Хаф обошла Хэйден Пеннетьере, Майли Сайрус и Аманду Байнс. В период предпродакшна процессом руководил Кенни Ортега, снявший успешную трилогию «Классный мюзикл», но он отказался по причине творческих разногласий. После этого пост режиссера предлагали Крэйгу Брюэру, который дважды отклонял данное предложение, но в итоге согласился. Кевину Бэйкону, сыгравшему роль Рена в оригинальном фильме (Footloose, 1984), предлагали небольшую роль в фильме, однако актер отказался по причине занятости на других проектах. Брат Джулианны Хаф, сыгравшей в фильме Ариэль Мур, Дерек Хаф в свое время начал свою актерскую карьеру с роли Рена МакКормака в театральном представлении «Свободные: Мюзикл» в 2006 году. Фильм посвящен памяти Герберта Росса, режиссера оригинального фильма «Свободные». Недавно снятый фильм почти один в один повторяет оригинал 1984 года. Даже OST и ракурсы частично перетащены из более ранней версии. Ну а раз так, не вижу смысла особенно распинаться об одном и том же два раза, так что лучше займусь сравнением. Свежий вариант несколько более голливудский. К примеру, мать ГГ, которая в оригинале была жива-здорова, в 2011-м авторы без сожаления убили лейкемией, о чем не уставал периодически напоминать ее сиротка-сын, он же ГГ. Образ ГГ из поздней версии гораздо более проработан и адекватен, тогда как психованность его прототипа кажется надуманной и беспричинной. А вот у «старой» ГГни башня была оторвана куда сильнее, чем у ее новенькой версии. Честно признаюсь, что от ее финтов в 84-м шевелились волосы на голове, тогда как выкрутасы в 2011-м смотрелись всего лишь безопасным (ну или почти безопасным) ребячеством. Бойфренд героини из ремейка вертел ею, малолеткой, как хотел, будучи полным и беспросветным мудилой. А в оригинале все выглядело так, как будто ГГня сама попользовалась своим парнем, как вибратором, а потом выкинула. И если в первом случае чувака однозначно следовало посадить, то во втором драка бывшей сладкой парочки совсем не выглядела как избиение младенца. Другое дело, что мужику все-таки несолидно лупить по лицу девушку, какой бы дурой и шлюшкой они ни была. В современной экранизации авторы добавили конкретики и немного рассказали о незначительных событиях, тем самым сделав киношную реальность более объемной. Ничего особенного, всего лишь заставили ГГ привести в божеский вид машину, которая в версии 84-го существовала как данность – вот ГГ, вот его тачка, всё. Постановка танцев даже рядом не валялась с музыкальными номерами ремейка. В общем, версия 1984 года слишком сумбурная, скомканная, маломузыкальная, местами напрочь лишенная обоснуя. Героям не хватает обаяния, глубины, харизмы и даже элементарной запоминаемости. Ознакомиться с оригиналом можно скорее из любопытства, поскольку ничего особо занимательного он из себя не представляет, однако если вы застали удалые 80-е, у вас есть повод предаться ностальгии.
Интересные факты: Режиссёром картины должен был стать Майкл Чимино, который был уволен после четырёх месяцев работы, запросив 250 тысяч долларов задатка за необходимую, по его мнению, работу по переделке сценария. Сцены, в которых герой Криса Пенна учится танцевать, были добавлены в сценарий, поскольку сам актёр совершенно не умел делать это. Роль Рена МакКормака первоначально была отведена Кристоферу Аткинсу, который даже успел подписать контракт на неё. Также главная роль могла достаться Джону Траволте, который отклонил поступившее предложение. Ещё двумя подходящими кандидатурами на неё были Том Круз и Роб Лоу. Первый из них в нужный момент оказался занят на съёмках спортивной драмы «Все верные ходы» (1983), а второй получил травму колена, из-за которой не смог получить роль. Сюжет фильма частично основан на событиях, произошедших в 1978 году в небольшом посёлке Элмор Сити, штат Оклахома. На протяжении почти 90 лет танцы там были запрещены, пока группа молодёжи не бросила вызов сложившемуся положению. При содействии директора школы 24-летний Кевин Бэйкон, для того чтобы лучше вжиться в свою роль, посетил занятия Payson Utah High School в качестве Рена Маккормика, учащегося по обмену из Филадельфии. С его вызывающей причёской и внешним видом отношение к нему других школьников не слишком отличалось от показанного в фильме, и актёр благополучно предпочёл незаметно скрыться в первый же день своего пребывания там. Позднее в этой же школе прошли съемки ряда сцен фильма. Актриса Диана Уэст, которая играет мать Ариэль, всего лишь на девять лет старше Лори Сингер, сыгравшей её дочь. Во время пауз посреди съемочного процесса Джон Литгоу успевал сниматься в картине «Язык нежности» (1983). В сцене, когда преподобный Шоу Мур показывает главному герою фотографию своего умершего сына Бобби, актёр Джон Литгоу на самом деле доставал снимок своего сына Иена. Кевину Бэйкону примерно в то же время была предложена главная роль в экранизации Стивена Кинга «Кристина» (1983), и продюсерам пришлось немало постараться, чтобы убедить актёра отказаться от верного контракта в пользу не дающего никаких гарантий прослушивания. По их словам, в случае получения этой роли, она сделала бы его настоящей звездой, актёр поддался на уговоры и получил её после всего лишь 30 секунд прослушиваний. По мотивам сюжета фильма был создан Бродвейский мюзикл, дебютировавший на сцене 22 октября 1998 года и шедший с большим успехом на протяжении многих лет. Дэрил Ханна отклонила предложенную ей роль Ариэль, отдав предпочтение фантастической мелодраме «Всплеск», Элизабет МакГуверн в аналогичной ситуации предпочла драму Серджио Леоне «Однажды в Америке». Также от этой роли отказались такие известные тогда и в будущем актрисы как Мелани Гриффит, Мишель Пфайффер, Джейми Ли Кертис, Розана Аркетт, Мег Тили, Джулия Луис-Дрейфус, Хэзер Локлир, Мег Райан, Дженнифер Джейсон Ли, Джоди Фостер, Фиби Кейтс, Тейтум О`Нил, Бриджит Фонда, Лори Лафлин, Дайан Лэйн и Брук Шилдс. Награды и номинации: Оскар, 1985 год
Номинации (2):
Лучшая песня — «Let's Hear It for the Boy»
Лучшая песня — «Footloose»

Золотой глобус, 1985 год
Номинации (1):
Лучшая песня — «Footloose»

Комментариев нет:

Отправить комментарий