Поиск

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Nodame Cantabile

Название: Nodame Cantabile (Нодамэ Кантабиле)
Тип: 23 ТВ-серии + 2 спешла (первый сезон)
Жанр: комедия, романтика, музыка, повседневность
Год: 2007
Студия: J.C. Staff



Смотреть в следующем порядке:
1. Нодамэ Кантабиле (первый сезон) - 23 эп. + 2 спэшла, 2007
2. Нодамэ Кантабиле (второй сезон) - 11 эп., 2008
3. Нодамэ Кантабиле OVA - 2 эп., 2009
4. Нодамэ Кантабиле (третий сезон) - 11 эп. + спэшл, 2010

Синъити Чиаки – невероятно одарённый скрипач и пианист, мечтающий о карьере дирижёра. Его обещал взять в ученики сам великий дирижер Виэйра, и парень давно бы уже свалил за границу, но страх летать и плавать не дает ему этого сделать. Бедолага вынужден учиться в Японии, в музыкальном колледже, среди, как он считает, всяких бездарей.
Мэгуми Нода (она же Нодамэ) – не менее одарённая пианистка, однако безалаберная, дурная, нечистоплотная, да и, в общем-то, совсем ушибленная на всю голову. Но любовь, в том числе к музыке, зла – полюбишь и не такое…

Вероятно, авторы считали, что для создания сериала музыкального жанра как раз музыки и достаточно и, кроме нее, ничего больше не требуется. Ну а поскольку в качестве саундтрека используется исключительно набор произведений классиков, успех обеспечен, можно совсем не заморачиваться. Анимэ же о музыке? О студентах музыкального колледжа? Ну вот, пожалуйста, студенты, музыка, всё как заказывали. Проблема в том, что, взяв за основу аж саму классику, надо уметь подобрать к ней что-то соответствующее. Всё гениальное, конечно, просто, но оно, тем не менее, гениально. Из этого не следует, что всё простое гениально, как, похоже, решили авторы и приляпали вместо достойной рамы для звуковой картины нечто плоское, блёклое и убогое. Смотреть на героев на самом деле страшно. Они внушают прямо-таки ужас, сравнимый разве что с тем, что испытывал первобытный человек, видя нечто потрясающе сложное и непонятное и пытаясь кое-как выцарапать это на стене родной пещеры. Только тут всё наоборот – это содрогание зрителя перед лицом чего-то такого же примитивного, как ножка табуретки. Наскальная живопись с точно такими же характеристиками прокатывает на ура, вырезается из камня и перетаскивается в музеи, описывается и подробно обсасывается в умных трактатах, изучается в университетах и вызывает восторг современного человека. Современных же художников, если они, конечно, не исповедуют особое направление искусства, а рисуют анимэ, за такой, с позволения, стиль надо расстрелять.
В какой-то момент мне даже подумалось – а что, может, если в анимэ полностью раскрывается тема студенчества, самосовершенствования, развития таланта и блаблабла, создатели решили повторить то же самое в реале? Взяли практикантов из какого-нибудь художественного училища, дали им сценарий, указали сроки и пожелали счастливого плавания. Один отвечал за дизайн, второй за задники, третий за компьютерную графику, а остальное бесталанное стадо обводило, раскрашивало, сканировало и т.д. Процесс шел, зритель ждал, начальство довольно лыбилось, а студентики тешили чувство собственной полезности, наивно веря в свой без-пяти-минут-профессионализм. Короче говоря, дело совсем не в том, как именно изображены герои в плане их внешности, настолько ярки цвета и интересны интерьеры. Дело в качестве, продуманности и, поскольку пафосней рецензия уже не станет, в душе. И вот как раз именно последнего в анимэ нет совершенно, некое вложенное чувство отсутствует напрочь. Хотя сами визуальные и прочие составляющие выбраны очень верно. К примеру, те же акварельные задники, уже виденные в «Карин», приятные, пастельные тона, вызывающие ассоциации то с «Antique Bakery», то с «Honey and Clover», то с «Bokura ga Ita».
Невыносимо поганит светлое впечатление от музыки (сложно испортить классику, но авторы определенно делают невозможное) и безобразная компьютерная графика, возникающая тогда, когда крупным планом показывают какой-либо из инструментов и процесс игры на нем. Уродливые, непропорциональные пальцы пластилинового робота безлико шевелятся, очевидно, производя звуки. Всё это, естественно, чередуется с обычной рисовкой. Создается впечатление, что половина оркестра – зомби, ибо так всё безжизненно. В эту же гробовую крышку со смаком и завидным упорством вбивается гвоздем статика. Ее тут ну просто завались. Если бы не идущий звук, можно было бы подумать, что проигрыватель завис. Представьте себе: оркестр, выступление, порхают смычки, летают пальцы над клавишами и кнопками, покачиваются в такт музыканты, дирижер ведёт этот слаженный музыкальный механизм профессиональными пасами… А ничего не двигается. Вообще. В течение нескольких секунд нам просто показывают картинку с оркестром. Типа вид издалека, с камчатки зрительного зала. А потом такую же статичную картинку, но уже с видом сбоку. И с другого бока. А потом зомборуки над клавишами. И еще одни. А потом всё, акварельный кадр в одной гамме, и аплодисменты восторженной толпы. В общем, не выступление оркестра, а визит в музей музыки, экспонат № 35 – пластмассовая миниатюра «Дебют юного дирижера».
Наконец, нужно отметить неприлично большое количество повторяющихся кадров. И если губы флейтистки и три скрипки, показанные минимум три раза, еще как-то вписываются в жанр, то бесконечный упор камеры в луну начинает бесить еще (невероятно!) на первой серии. Её же рисовать не надо – покрасил лист в синий цвет, в середине мазнул серебристый серпик и используй по назначению раза эдак два в эпизод. В конце концов мне даже стало любопытно, и я посчитала: луну показали за 23 серии ровно 46 раз. Еще немного, и это ночное светило переплюнуло бы труселя из «Розарио и вампир». Но там-то эччи, а тут что? Астрономическая минутка? Для успокоения стучащего после классики сердца. Конечно, мои слова по поводу авторского состава – это только впечатления, а не реальная картина. Анимэ было снято по одноименной манге Томоко Ниномии, за которую в 2004 году она получила премию манги издательства «Kodansha» в категории сёдзё. А годом ранее эта премия досталась Тике Умино за «Honey and Clover». К слову, эти два сериала невозможно не сравнить, потому как то тут, то там буквально лезут совпадения, переплетения и ассоциации. В этой связи надо сказать, что дизайн персонажей и там, и там выполнял Симамура Хидэкадзу («Воины-марионетки Джей», «Ловцы снов», «Хаос; Вершина»). Режиссировал этот сериал Касай Кэнъити («Голубые цветы», «Бакуман», «Первый Поцелуй», «Мэйджор»), несколькими годами ранее осуществлявший общий контроль над созданием второго сезона «Мёда и клевера». Половина аниматоров также приложила руку к всё тому же, более старому, сериалу. А вот Кобаяси Ситиро, художник-постановщик, никакого отношения к «Мёду и клеверу» не имеет, однако не могу не отметить, что на момент создания первого сезона «Nodame Cantabile» ему было 75 лет. А сейчас уже 79, и он всё еще работает.
Если продолжать говорить о съёмочной группе, то надо сразу же перейти к сэйю. Главного героя, многостаночного гения Чиаки, озвучил не менее многостаночный сэйю-хамелеон Томокадзу Сэки.



Многим анимэшникам он знаком по озвучке Кена Хидаки из анимэ «Weiss Kreuz», прямо скажем, не самого яркого персонажа (хоть и одного из главных героев) самого сериала и японской анимации в общем. Сэки отлично удаются очень разные персонажи, зачастую противоречивые. Сэки входил в состав квартета Weiss, образовавшегося во время работы над анимэ «Weiss Kreuz», включающей не только озвучку своего персонажа в аудиодрамах и анимэ, но и исполнение песен, в том числе в турах по Японии. Сам по себе этот сэйю тоже человек весьма интересный. Прежде чем приступить к работе над каким-либо персонажем, он пытается «увидеть» его, понять, какой же он. При этом любимого персонажа, в отличие от его коллеги, Коясу Такэхито, у него нет. Он говорит, что каждый из них обладает его голосом, а потому кого-то выделить невозможно, кроме того, они все владеют какими-то особыми, невероятными способностями и очень красивы, потому ассоциировать себя с каким-то героем Сэки тоже не может. Сэки состоит в нескольких творческих объединениях, у него огромное количество друзей среди сэйю. Интересно еще то, что некоторые из озвученных им героев оказывают на него определенное влияние, к примеру, до работы над озвучкой Кэйсукэ Такахаси из анимэ «Initial D» сэйю не умел водить автомобиль, и эта роль заставила его получить права (если кто не знает, это анимэ о гонках). Голосом Сэки также говорят Ван из «Tenku no Escaflowne», Камуи из «Х», Тоя из «Card Captor Sakura», Шуичи из «Gravitation», Кё из «Fruits Basket», Сосукэ Сагара из «Full Metal Panic!», Брэндон из «Gungrave», Эдвард из «Meine Liebe», Ши Рьюки из «Saiunkoku Monogatari» и многие другие. С 2010 года Сэки снимается в дораме «Wonderful World» вместе с сэйю Мияно Мамору, Томокадзу Сугитой и Дайсукэ Намикавой, причем последний является режиссером. Но хватит о Сэки, с первой ролью мы поздравим его позже.
Вторую главную героиню озвучила Кавасуми Аяко.



Аяко с детства играла на пианино. А свою первую роль в качестве сэйю исполнила в 21 год, озвучив офицера из 33-й серии анимэ «You're Under Arrest». Затем ее заметили, и ее голосом начали говорить Мельфина из «Outlaw Star», Мика Ивакура из «Serial Experiments Lain», Нацуки Моги из «Initial D», Лафиэль Абриэль из «Crest of the Stars», Махоро из «Mahoromatic», Фуу из «Samurai Champloo», Сэйбер из «Fate/Stay Night» и т.д. Начиная с 1998 года, Аяко записывает песни для анимэ. Помимо этого, она озвучила большое количество персонажей из игр. В «Nodame Cantabile» все фортепианные партии Аяко исполняла сама, что, согласитесь, невероятно круто. Основной тип героев этой талантливой сэйю – романтичные, хрупкие натуры, иногда являющие собой персонажи довольно комичные, но тем не менее имеющие внутри стальной стержень, обладающие огромной силой воли, смелостью и целеустремленностью. Именно такова Нодамэ, пожалуй, самая яркая роль Аяко.
Вообще, в «Nodame Cantabile» довольно-таки много героев, но они до такой степени похожи друг на друга, и внешне, и по характеру, что сливаются друг с другом, с фоном, со своими инструментами, и иногда даже ловишь себя на мысли «А это еще кто? оО».
Опенинг с точки зрения визуальной составляющей до безобразия прост, сделан на компьютере буквально за смешное количество времени. Зато сама песня «Allegro Cantabile» в исполнении «Suemitsu & The Suemith» великолепна. Мало того что мелодия играется на фортепиано, так еще и песня очень в тему, с чудесным текстом, передающим не просто весь дух, всё настроение анимэ (которое оно должно было вытянуть, но провалилось), но и нечто, что способно вдохновлять и радовать, даря незамутненный позитив. Эта песня также звучит в последней серии, во время финальных титров, бегущих мимо манга-картинок и рассказывающих о том, что стало со всеми персонажами после показанных событий. Песня второго эндинга в исполнении всё того же Суэмицу Ацуси, основателя сольного проекта «Suemitsu & The Suemith», попроще первой, но тоже вполне ничего.
А вот композицию из первого эндинга исполнила Crystal Kay, известная японская поп-звезда, дочь афроамериканца (басиста из Нью-Джерси) и родившейся в Японии кореянки (профессиональной певицы). Свою музыкальную карьеру она начала в тринадцать лет. Свободно владеет как японским, так и английским языками, а вот корейского, как ни странно, не знает. Crystal Kay также исполнила композицию «Motherland» к сериалу «Fullmetal Alchemist» и еще парочку песен к разным анимэ. Хотя, по правде говоря, мне не понравился ни ужасно примитивный первый эндинг, ни сама песня (и слова, и мелодия), ни голос певицы. Ну вот как-то совсем ничего особенного. Превью, кстати, вставлено в сами эндинги.
Наверно, настолько же, насколько читателя сейчас утомили все эти бескрайние буквы, меня, как зрителя рецензируемого анимэ, утомила музыка. Бесконечное количество классики ради классики. В конце концов, послушать бессмертные произведения гениев можно когда угодно и где угодно, а потому анимэ снято, по сути, ни для кого. Романтики в нем не так уж и много, она далеко не на первом месте. Да и не на втором, если подумать. Поэтому любителям любовных воздыханий придется тяжко. Ну, а раз уж сериал про музыку, значит, смотреть ее надо, по идее, либо музыкантам, либо тем, кто этим жанром интересуется. Как выяснилось, первые либо поржут, либо поплюются, потому как достоверности в анимэ мизерное количество (хотя это даже я вижу, человек ни капли не музыкальный). А вот вторые попросту не догонят музыкальных нюансов и сложностей, коих тут довольно приличное количество. Удобно, конечно, когда звучит мелодия, и кто-то из героев комментирует – «какая ужасная игра» или «великолепно», но это сродни такому доморощенному сурдопереводу, когда длинная-длинная обличительная тирада выражается простым жестом - :otstoy:, а фонтан восторгов запросто можно передать поднятым большим пальцем – :vo:. Вот и получается, что анимэ ни для чего, ни для кого, ни за чем. Хотя его наличие в блоке передач Noitamina, аудиторией которого являются преимущественно молодые женщины, явно должно быть не случайно.

Спешл № 1. «PuriGorota: Uchuu no Yuujou Daibouken».

16-минутная OVA о детишках, отправившихся на денёк в космос при помощи феи. Первоначально это было вымышленное анимэ, упоминаемое в «Nodame Cantabile» (от него фанатела Нодамэ, и они смотрели его как-то раз вместе с Чиаки), впоследствии же был создан этот эпизод и включен в комплект DVD. Приключения, кодомо.

Спешл №2. «Nodame and Chiaki Summer Tales».

Дополнение к 9-й серии. Пожалуй, самое смешное, что было в этом анимэ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий