Поиск

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Otaku no Video

Название: Otaku no Video (Фильм об отаку 1982 & 1985)
Тип: 2 OVA по 50 мин.
Жанр: комедия
Год: 1991
Студия: GAINAX



Начало 80-х ознаменовалось значительным событием в анимэ-индустрии - на экраны вышел «Мобильный воин ГАНДАМ», давший стимул для съемок уже не детского, как это было раньше, а подросткового анимэ. Конечно, последнее существовало и ранее, но в крайне незначительных количествах. В 80-х же в Японии было огромное число молодых людей, выросших на анимэ. Именно анимэ-образы формировали идеалы и мировоззрение подростков, родившихся во второй половине 1960-х. Как мы с вами когда-то смотрели «Сэйлормун», «Покемонов» и «Сакуру», так они с удовольствием проводили время у телевизора, когда по нему крутили «Милашку Хани», «Мазингер Зет», «Космический крейсер Ямато», «Грендайзер» и еще более десятка популярных вещей. Тогда-то и появились отаку – ценители, поклонники и просто помешанные на японской анимации фанаты. Возник фэнский рынок, где продавали додзинси, нелегальные копии анимэ, костюмы для косплея, сборные модели и прочие тематические вещи, зачастую ворованные: самые ярые отаку не гнушались тырить со студий монтажные листы.
Это время расцвета космического жанра научной фантастики, что отлично видно по косплеерам – Харлоку, Кобре и другим. Выходит «Гиперпространственная крепость Макросс», «Жар-птица 2772: Космозона Любви», продолжается цикл «Космический крейсер Ямато» и так далее. Все эти события нашли отражение в полудокументальном анимэ «Фильм об отаку».
Полностью оправдывая свое название, OVA дают разностороннюю и полную картину зверя под названием «отаку». По сути, это почти видеомонография, представляющая анимэ-фанов в разрезе. Впрочем, речь идет не только об анимэ. В Японии гораздо более явно, чем, к примеру, у нас, существует и существовало разделение на подгруппы. Отаку сейчас зовутся поклонники анимэ в целом, в то время как есть множество фанатов какого-то определенного жанра, вида фанатского творчества и так далее. К примеру, в OVA можно увидеть поклонников фантастики и спецэффектов, боевых искусств, моделей, огнестрельного оружия, косплея и пр.
Анимэ-сюжет перемежается интервью с бывшими отаку, вполне вменяемыми и крайне странными, отошедшими от анимэ или сделавшими его смыслом жизни. Множество людей, множество направлений одного общего увлечения. Но ничего так явно не доказывают эти интервью, как единый для всех опрошенных вывод – бывших отаку не бывает.
«Otaku no Video» легко можно назвать энциклопедией и Библией анимэшника. Здесь есть масса явного и скрытого, стоит только приглядеться и увидеть. Есть и противоречивость человеческой натуры, и ее нелогичность – лишенные жестокости фанаты огнестрелки, воры, придерживающиеся кодекса чести; есть любовь, сносящая все преграды и помогающая не только горы свернуть, но и мир захватить; есть месть, такая же сильная, как и любовь; затягивающая, как водоворот, самобытная японская культура; сила дружбы, сила воли, смелость, риск, задор и еще уйма всего. Не говоря уже о ценных исторических справках.
С одной стороны, сюжет, рассказывающий о пареньке Кубо, который единомоментно отакунулся по полной программе, комичен и прямо-таки суперамбициозен, с другой – категорически скромен. Если провести параллель Кубо-Моисей (не смейтесь, она просматривается здесь очень явно), то по сравнению с 40-летним хождением по пустыне в поисках неизвестно чего не более чем смелая мечта (а не недостижимая фантазия) и ее воплощение выглядят игрой в песочнице. Так почему бы, черт возьми, и нет?! Но не сарказм ли это? Не стёб ли над обалдевшими от кавая и моэ фанатиками? Скорее всего, всё сразу – автобиографическое повествование, слегка приукрашенное для зрелищности и приправленное самоиронией. Ведь «Otaku no Video» - это история становления студии, которая является ярким примером того, как маленькая тусовка отаку может превратиться сначала в команду аниматоров-любителей, а затем – в профессиональных деятелей анимэ-индустрии.
Несмотря на хэппи-энд, чем ближе к финалу, тем сильнее ощущается пропасть между анимэ-утопией и угнетающей реальностью. Первая подобна священной, внезапно открывшейся истине, свету в конце туннеля, она настолько оптимистична и жизнеутверждающа, насколько это вообще возможно. Вторая же разбивает все розовые стекла и беспощадно разворачивает этот самый сияющий луч и направляет его на бледных толстяков в темных, захламленных кассетами квартирках, на сутулых очкариков-клерков, протирающих штаны в безликих офисах. Где-то должна быть золотая середина. И авторы будто спрашивают - где же?

Комментариев нет:

Отправить комментарий