Поиск

четверг, 29 июля 2021 г.

Arata Kangatari

Название: Arata Kangatari (Легенда Араты)
Тип: 12 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Год: 2013
Студия: Satelight, JM Animation
World Art
Жизненный путь настоящего ОЯШа, как известно, не тротуар – постоянно надо превозмогать то одно препятствие, то другое. Вот и к Арате Хинохаре жизнь постоянно поворачивалась пятой точкой, делая жертвой издевательств и лишая друзей. Парень настолько разочаровался в себе и окружающих, что взмолился о том, чтобы исчезнуть. А вселенная взяла и услышала, да и перенесла парнишку в исэкай, поменяв местами с тёзкой. Теперь Арате предстоит раскрыть заговор против принцессы и одолеть 12 злых бишей. А чтоб расслабиться было совсем некогда, ещё и разобраться со своим заклятым школьным врагом Кадоваки, который тоже прибыл в местный мир, по пути окончательно слетев с катушек. К счастью, Арата на этот раз не будет один: милашка Котоха всегда готова поддержать, а Канатэ – прикрыть спину в бою. 

Родила царица в ночь… Хотя, скорее, мангака Ватасэ Ю («Fushigi Yuugi», «Ayashi no Ceres»), не родила, а нарисовала, да и не факт, что в ночь. Но результат тот же – то ли сёнэн, то ли сёдзё, то ли сёнэн для сёдзё. В главной роли мальчик, который с тем же успехом мог бы быть и девочкой, потому что стальные яйца ещё не отрастил.
Враги все сплошь смазливые биши, но деревянные по самые пятки. Вспомнить «Инуяшу» с похожим сеттингом (собери мильон волшебного чего-то там, отпинай недругов), так там и основной костяк персонажей колоритен, и злодеи разнополые и запоминающиеся. А тут ходят три бревна, пытаясь эволюционировать хотя бы в буратин, но отчаянно недоигрывают. Чёрт возьми, зрителю показывают целых 12 бишей, но толсто намекают, что все они уже заочно мудаки! Авторы, да что с вами не так?! 

Знакомьтесь, их в этом аниме НЕ БУДЕТ!

Сценарий неровный, как старая дорога. Что-то выглядит довольно жёстко, а что-то как будто сбежало из аниме 12+. К примеру, кровавая баня, которую периодически устраивает один из дюжины по имени Акати, явно не для детских глаз. В то же время история его коллеги Ёрунами подана так примитивно, так по-дурацки, что нелепо смотрелась бы даже в ванильном махо-сёдзё.
Или вот, скажем, ГГ страдает из-за своей слабости и неспособности всех замаморить. Периоды рефлексии – это нормально. Эдакое неизбежное зло на пути к взрослению, постижению истины и обретению силы. Но почему за счёт умственных способностей? Ок, у парня психологическая травма и комплексы, но он и в более серьёзных ситуациях до этого проявлял силу духа и чудеса сообразительности. Почему когда авторам приспичило размазывать нюни по экрану, они заставили ГГ отупеть и напрочь забыть о том, что он не такой же кровожадный негодяй, как его противник, подчинивший себе несколько Хаягами (бог в форме меча)? Хаягами присоединился к ГГ добровольно, и это предельно ясно даже самому тупому зрителю. Зачем тратить хронометраж на это нелепое пережёвывание очевидных вещей? 

Юмор тут тоже так себе.


В то же время у нас есть отличная сцена с Котохой, которая говорит: «Я всегда буду с вами и буду в вас верить». ГГ приятно это слышать, но и больно, ведь девушка уверена, что он – местный Арата, просто потерявший память. Неплохо? Неплохо. Жаль, что такого годняка здесь крупицы.
Персонажи подчас принимают странные и даже глупые решения. Например, человек, который вполне способен править городом, добровольно отдаёт свою жизнь. Поступок благородный, но бессмысленный. Что будет с горожанами, когда начнётся грызня за тёплое место? И всё это после громкого заявления персонажа о том, что он изменит город.
Какую такую изюминку увидел бог огня Хомура в ещё одном члене дюжины Каннаги, что решил подчиниться, совершеннейшая загадка. Ну ладно, кто знает, какая там у богов логика. Но Хинохара предложил Каннаги присоединиться к их могучей кучке, даже не спросив его о мотивах покушения на принцессу. Так давайте записывать в союзники всех, у кого есть драматичные флэшбэки. 
Сво Гадович, пряча за спиной окровавленный топор: 
– В первом классе я влюбился в девочку, но её сбил грузовик. Насмерть. 
Все, со слезами на глазах: 
– Ты принят, брат! 
По этому принципу тут всё работает, да?
Беседы Хинохары и его двойника, отправившегося в наш мир, не имеют никакого значения для развития сюжета. Скажем, Арата мог бы что-то подсказать ГГ как местный. Но всё, что они обсуждают, это Котоха. Творятся серьёзные дела, намечается эпичная битва за трон, а ГГ, едва разобравшись в себе (да и то не до конца), уже думает о романтике. И это ещё одна запчасть сценария, без которой бы всё и так прекрасно обошлось. Вот только кто-то когда-то решил, что если мальчик встречает девочку, они непременно должны влюбиться.
А ещё печально, когда из мужиков намеренно делают сексистов и идиотов. Ж надела более нарядные шмоточки, и нравящийся ей взрослый дяденька вдруг осознал, что девочка созрела. То есть, чтобы мужчина увидел в женщине взрослого человека, ей надо надеть дорогие тряпки? А так он тупой и слепой? Зачем ответственные поступки, зачем мудрые высказывания, просто надеваешь парчу вместо треников, и вуаля, сразу +10 лет. А ведь в скором времени авторы покажут трагичную историю Ёрунами, который явно не создан, чтобы быть воином, но пол обязывает. Поэтому мать ругает его за девчачью тягу к творчеству и требует, чтобы он осваивал мужское занятие – боевое искусство. Как мерзкий сексизм сочетается со свободой от гендерных стереотипов?
Проблема «Араты» в том, что оно целится сразу во всех зайцев, а в итоге не попадает ни в одного. Девочкам (условно, ЦА сёдзё) нужны чувства, взаимоотношения между героями, толковая романтическая линия и увлекательные приключения, желательно с юмором. Да и местные парни должны быть не просто плоскими картинками, а объёмными людьми.
Мальчикам (условно, ЦА сёнэна) не хватит экшена, который мало того что скомкан, так ещё и периодически тонет в соплях и сэйлормунстве. Фансервиса тоже не завезли. Дети попросту не поймут всех страданий Хинохары, а кровавые сцены вполне могут нанести им психологическую травму. Взрослые, наоборот, проникнутся образом ГГ, но всё остальное для них будет слишком скучным и примитивным.
Та же проблема и с темами. Авторы замахиваются на целые психологические глыбы, а по факту просто откалывают от них невзрачный кусочек и довольно машут им у зрителя перед носом.
Во-первых, буллинг. Больно читать комментарии от диванных экспертов, которых в жизни никто ни разу не обидел. Больно слышать изо дня в день от таких же людей каноничное «Сам виноват, так себя поставил». Буллинг – это насилие. В первую очередь психологическое, во вторую физическое. Человека давят, как самосвалом. И делается это не каким-то одним Васей или Таней, а толпой. Когда человек идёт против системы, все наперебой кричат, что это бесполезно. Но зато когда речь заходит о буллинге, общество единодушно – один в поле воин! Ещё какой. Надо просто взять и… Ну вот как-то что-то сделать, да. А что сделать, не уточняется. Потому что с дивана всей ситуации не видно.
Меж тем авторы даже в этом блёклом тайтле старательно раскладывают всё по полочкам. Мы, понимаете ли, все разные. И есть множество людей, которым агрессия просто поперёк характера. Они не умеют (и никогда не научатся!) быть суровыми, жёсткими и решительными. Это как цвет кожи – неизменно. Мир интересен и разнообразен именно потому, что условная Светка стерва, а условная Вика няша. Кому-то нравится первая, кто-то без ума от второй. Если Вика вдруг возьмёт толстую палку и начнёт отбиваться от негодяев, а не упадёт в обморок от ужаса, это будет уже Светка.
Более того, нет никакой гарантии, что человека не понесёт. Нет никакой гарантии, что буллинг не усилится, приняв форму кровавых разборок, как в дораме «Plage» (2017). Хинохара, человек с мозгами и чистым нутром, не хочет уподобляться тем, кто над ним издевается. Потому что насилие – это мерзко. Испачкавшись однажды, не отмоешься никогда.
А есть ещё такая грустная истина, которую большинство гонит от себя, как вампира крестом: сделать жертвой буллинга можно любого. Вообще совсем любого человека, даже с порядочным градусом агрессии и кучкой прихлебателей. Это опять же наглядно показано в аниме на примере Кадоваки. А ещё в «Форме голоса».
И травма от буллинга не проходит. Это не значит, что человек всю жизнь будет вздрагивать, услышав смешки за спиной (совершенно к нему не относящиеся, надо сказать), но ощущение реальности у него сформируется другое. Когда мы получаем физическую травму, скажем, падаем с велосипеда и раздираем колено, оно заживает, да. Но шрам остаётся. Так и насилие трансформирует психику, безвозвратно. Это моральный шрам на всю жизнь.
А у Хинохары рана-то совсем свежая, ещё кровоточит. Вот у него и срабатывает триггер на каждую ситуацию, в которую он мысленно может поместить себя. Чужая боль тут же резонирует и может как выбить из колеи, так и дать силы двигаться по ней с новой силой. Но здесь всё зависит.
Во-вторых, предательство. Схема примерно та же, что и с буллингом. У кого-то психика не слишком нежная, поэтому человек вполне спокойно перенесёт измену. Ну закатит истерику, ну набьёт морду, ну порыдает. А потом возьмёт себя в руки и пойдёт строить новые отношения. Другой же потеряет веру в людей навсегда.
Хинохара, хоть и закадрово, уже был предан. Но нашёл в себе силы завести друга, довериться ему. И снова обжёгся. Снова свежая рана, снова на каждом шагу те же грабли, только чужие: друзья предают друзей, слуги – господ, вассалы – принцессу. И это не мелкое, подленькое предательство вроде смены мастера маникюра на другого без объяснения причин и предупреждения. Это убийство твоих близких, это настоящий, не образный меч тебе в грудь.
И всё же Хинохара, неоднократно преданный и решивший, что доверять никому нельзя, всё же находит в себе силы вылезти из подвала (и физического, и морального) и защитить совершенно незнакомую девушку. Опять же потому что не хочет уподобляться предателям.
В-третьих, недолюбленность родителями, в частности мальчика матерью. Холодность в общении, избегание, строгость, условная любовь по принципу «сделал что-то хорошо – получил похвалу». Отношение, порождающее неврозы и комплексы и ведущее в никуда. Человек саморазрушается, выматывая себя решением непосильных задач и испепеляя ненавистью. Наиболее яркий пример – Кадоваки. Хотя подобная участь ожидала и Ёрунами.
Увы, вся эта махина упрощена и затолкана в 12 серий. Всё мельком, всё сумбурно, под тоскливые, шаблонные, пустые реплики героев.
Даже заставки нелепы в своих потугах удовлетворить всех и сразу. Бестолковый, плохо смонтированный опенинг пытается представить основных персонажей как противников, но терпит фиаско – такой рваный монтаж вызывает только раздражение и нервный тик, но уж точно не приятный мандраж в ожидании знакомства со всеми этими ребятами.
Эндинга и вовсе почему-то два. В первом крипота а-ля борьба с внутренними демонами мешается с сёнэн-айным артом. Ожидаемо получается стыдобищный wtf, хотя все элементы по отдельности смотрятся неплохо.
Во втором с видеорядом вообще не морочились. Опять сдвоенный арт биш vs биш, только совсем уж ленивый, почему-то трясущийся и так и норовящий куда-то отъехать.
Частично использованы изображения и приёмы из предыдущего опенинга. А что за «фотография 9 на 12» в рамочке цвета стошнённого постапокалипсиса? Нет, всё же лучше брать качеством, а не количеством.
«Легенда Араты» – это история о том, как слабость становится силой. О том, как страдания, способные убить, помогают жить и сражаться. Хинохара преломляет через призму своего травматичного опыта ситуации, с которыми сталкивается, и, поблуждав в закоулках собственного Я, разобравшись сначала в себе и своих чувствах, выбирает стратегию действий. То есть он сперва отбивается от призраков прошлого, затем побеждает именно себя и только потом может стать для оппонента достойным противником.
Задумка не то чтобы потрясающая, но она вполне способна освежать типичное поэтапное движение к цели из сёнэнов. И хотя концовка, несмотря на то, что аниме обрывается на полуслове, очевидна, было бы интересно наблюдать именно за процессом. Но из-за того, что это низкорейтинговое аниме, решения ГГ всегда будут правильными, а колебания исключительно минутными. Его моральная борьба с самим собой и сражения колюще-режущими не на жизнь, а на смерть слишком сумбурны, слишком примитивны. Они не увлекают и губят живого персонажа, превращая в скучного рыцаря без страха и упрёка.



Есть ли потенциал у продолжения? Учитывая задумку, по которой во главе страны должен встать безгрешный, милый няша, то вряд ли. Сильный человек – это не тот, кто не падает. Это тот, кто после падения поднимается. Хинохара в принципе упасть, в смысле совершить какой-то некрасивый поступок, не может. А если перекроить персонажа, это будет уже не «Арата». Авторы сами себе перекрыли кислород, взяв спрессованный наивняк вместо фундамента и начав возводить на нём героическое фэнтези с трупами. Поэтому и сериал, как тот удав, не нашёл места развернуться и врезался в собственный хвост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий