Поиск

четверг, 8 ноября 2012 г.

1+1

Название: 1+1 (Неприкасаемые, Intouchables)
Тип: полнометражный фильм (Франция)
Жанр: драма, комедия
Год: 2011



Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, — молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений. (с) Кинопоиск

Главные герои – как оптимист и пессимист, они так же противоположно смотрят на мир, но, что интересно, их взгляды не сталкиваются, а формируют единую картину реальности для обоих. Они будто пишут одно полотно, исполняют одно произведение – каждый вставляет свои пять копеек: там штришок, тут мазок; здесь надавит на нужную клавишу, до которой другой не достает, подкорректирует ноты, - и вот уже что-то цельное, с множеством оттенков, полутонов и акцентов.
Плюсов фильму добавляет и отличная актерская игра. И если Франсуа Клюзе идеален и предельно понятен в роли махрового интеллигента, то Омар Сай в плане индивидуальной характеристики более сложен, многослоен и любопытен для зрителя. Это не проходной негр с пушкой-сигаретой-рэпом, не концентрированный криминальный элемент, который внезапно начинает исправляться (это было бы крайне пошло), он, с одной стороны, действительно не ангел, но с другой – ответственный и заботливый мужик, не боящийся трудностей.
Фильм напоминает и «Запах женщины», и «Пока не сыграл в ящик», и «Внутри себя я танцую». Но от всех трех картин он взял только лучшее: из первой дружбу, научившую обоих героев многому, тому, о чем они раньше даже не подозревали, чего не могли себе позволить, чего попросту не умели; из второй – стремление получить от жизни удовольствие, хотя скорее просто жить, а не вести убогое, ущербное инвалидное существование, без цели свершить энное количество дел просто потому, что надо успеть попробовать сделать то-то и то-то; из третьей – упрямство и нетерпимое отношение к жалости, без настойчивого морализаторства на тему инвалидности.
Сценарий картины написан очень грамотно, и благодаря ему сюжет уверенно и адекватно движется по такой скользкой дорожке, как тема инвалидности, огибая всевозможные препятствия в виде грабель, уже изрядно потоптанных прочими представителями жанра. Здесь нет ужасной болезни, и поэтому колясочника смело можно угощать косяком; авторы не углубляются в тему отцовства, так что зритель избавлен от сопливых семейных разборок; отсутствует с крейсерской скоростью надвигающийся конец, и герои никуда не несутся, не изобретают десять миллионов способов дожить остаток дней так, как никто до них, не мечутся в панике по экрану, не убиваются и не корчатся в рыданиях. Всё именно так, как и должно быть в фильме, не имеющем ничего общего с социальной рекламой и не стремящемся на нее походить. Как и говорил главный герой – «никакого сострадания».
Прелесть фильма как раз в том, что он прост. И он, словно бы и не ставя себе такой цели, показывает, насколько проще можно смотреть на действительно сложные вещи. Я парализованный от самой шеи инвалид, и я не режу вены, черт побери! А какие у тебя тогда проблемы?

Интересные факты:

- В основу фильма была положена реальная история французского бизнесмена и аристократа Филиппа Поццо ди Борго, который остался парализованным после несчастного случая 27 июля 1993 года.

- На создание картины режиссёрский дуэт вдохновила увиденная ими в 2004 году документальная лента, в которой рассказывалось о том, как молодой житель предместья был нанят присматривать за парализованным инвалидом Филиппом Поццо ди Борго.

- Сам Филипп Поццо ди Борго рассказал о своей истории в вышедшей в 2001 году книге «Второй шанс», которая также послужила источником для сценария картины.

- Первоначальным выбором на роль Филиппа Поццо ди Борго был Даниель Отой.

- Несмотря на то, что ему пришлось играть совершенно обычного человека, Омар Сай сбросил при подготовке к съёмкам почти пять килограммов веса. Актёр посчитал, что стандартный житель предместья с такой предысторией должен обладать более атлетическим телосложением, чем он.

- Перед началом работы над проектом режиссёры Оливье Накаш и Эрик Толедано лично посетили живущего в Марокко Филиппа Поццо ди Борго. Знакомство с ним и произнесенная им речь многократно увеличили их желание поставить фильм на основе его истории. Сам Филипп Поццо ди Борго дал им огромное количество информации и советов практически по каждой сцене картины.

- Незадолго до начала съёмок Франсуа Клюзе лично посетил Филиппа Поццо ди Борго с тем, чтобы получить необходимую информацию для своей роли. В течение некоторого времени актёр наблюдал за его манерой движений, дыхания и речи.

- На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости.

- Омар Сай был первым приглашён на роль в фильме ещё до того, как был написан сценарий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий