Поиск

среда, 7 ноября 2012 г.

X Densha de Ikou

Название: X Densha de Ikou (Сядь на Поезд Икс)
Тип: OVA, 50 ми.
Жанр: мистика, драма
Год: 1987
Студия: Madhouse



Пугающее явление происходит в японской столице. На железных дорогах города объявился поезд-призрак, блуждающий по путям и сносящий всё на своём пути. Все попытки властей изловить Поезд Икс, как прозвали неведанного монстра, заканчиваются провалом. Но то, что не под силу мощным государственным структурам, оказывается простым делом для чудаковатого Тору Нисихары, простого клерка, служащего в одном из отделов управлении железных дорог. Доселе спящая в парне загадочная сила прочно связывает его и Поезд Икс, позволяя управлять поездом-призраком, хотя сам Тору этого и не осознаёт. Зато это хорошо осознают некоторые представители власти, желающие использовать связку из клерка-недотёпы и железнодорожного монстра как могучее оружие... (с) WA

Человек vs. поезд

Экранизация новеллы Ямано Коичи.
В качестве режиссера выступил Ринтаро, начинавший работать с самим Осаму Тэдзукой и подаривший анимэ-индустрии такие вещи, как «Император джунглей», «Космический пират капитан Харлок», «Жар-птица: Глава о Фениксе», «Метрополис», получивший второе место в номинации Лучшая Анимация на Фант-Азии в 2001 году, и многие другие. В 1989 году он снял в память о своем учителе фильм «Tezuka Osamu Monogatari: Boku wa Songokuu».
На творчество Ринтаро сильно повлияли научная фантастика, вестерны, гангстерские фильмы и французское кино.
За дизайн персонажей и анимацию отвечал Канэмори Ёсинори, режиссер «Александра», аниматор в таких анимэ, как «Явара!», «Галактический экспресс 999», «Ящик нечисти» и пр.
Художником-постановщиком стал Аоки Кацуси, известный по работе над «Аркадией моей юности [ТВ]», «Босоногим Гэном 2», «Кибер-городом Эдо 808» и другими известными вещами.
В целом, можно сказать, что авторский состав подобрался великолепный и в то же время очень своеобразный. Здесь нет ни одного среднестатистического работника индустрии, все эти люди личности со своим собственным видением и стилем. Естественно, что и результат их труда получился крайне необычным.
Во-первых, OVA снята в стиле реализма, насколько это вообще возможно в анимэ. Здесь нет ни одного бисёнэна, внешность персонажей легко можно назвать отталкивающей, они потеют, плачут, истекают слюнями, пьют, едят, занимаются сексом. Да, то же самое делают и герои всех прочих анимэ-творений. Разница в том, как они это делают. В «X Densha de Ikou» с непривычки отвратительно. Если присмотреться – вполне правдоподобно.
Помимо этого здесь любовно выписаны все названия, от Toyota до Coca-Cola, обычно подвергающиеся корректуре. Плакаты, объявления, вывески, газетные статьи, даже номера автомобилей – здесь есть все, что присутствует в реальной жизни.
Дизайн персонажей убоен. Непропорциональные тела, уродливые лица, страшные гримасы – уже одно это делает OVA кошмаром анимэшника наяву.
Режиссура, что ожидаемо, тоже особая. Нестандартные ракурсы и многочисленные американские визуальные приемы выдают любовь режиссера к западному видео. Самый часто используемый ход – графическое изображение мыслей. То есть мало того, что герой произносит что-то типа «А?», это надо еще и показать.
Здесь даже обозначены какие-либо действия, например, в определенный момент времени появляется значок «хмурится» над головой персонажа. Прием, конечно, интересный, но в картине с и без того выразительными персонажами, предельно понятной мимикой и доступными эмоциями явно лишний.
В этом эпизоде также довольно непривычная музыкальная составляющая. Здесь нет стандартных композиций, а мелодии не просто дополняют происходящее, они участвуют в процессе съемки наравне с сюжетом. Вступительные титры гласят, что OVA посвящена легенде джаза Дюку Эллингтону. Возможно, именно поэтому она наполнена не чем иным, как джазом. В качестве композитора выступил Ёсукэ Ямасита - японский джазовый пианист, композитор и писатель, получивший прозвище «джазовый камикадзе», издавший за всю свою карьеру более 40 альбомов.
В конечном итоге получилось нечто довольно эклектичное, но в то же время целостное. Совместное творчество такой разношерстной съемочной группы вылилось в полуартхаусное произведение, в котором при желании можно отыскать множество метафор и аллегорий.

Субъективная догадка, содержащая спойлеры!

Человек существует в социуме – неком пространстве с четко заданными границами. То есть общество – это и есть жизнь. Поезд символизирует общество. Грубо говоря, это железный гроб, который транспортирует человека от его рождения к смерти. Каждый поезд следует по расписанию и следует через станции: рождение, ясли, детский сад, школа, университет, работа, женитьба, дети, выход на пенсию, смерть.
В центре повествования отдельно взятый индивид на определенном отрезке своего пути. Прожита половина жизни, пройдена половина станций. Переломный момент. Кризис. Герой попадает в состояние конфликта с самим собой. С одной стороны, он – среднестатистический японский гражданин, маленький винтик общества, существование которого предсказуемо от и до. Всё ясно и четко. С другой стороны, эта рутина ему невыносима. Он глушит в себе недовольство и неудовлетворенность, скидывает в свое подсознание стремление рвать клише и ломать шаблоны. Когда это желание достигает своего пика, появляется поезд-призрак. Неуправляемое неизведанное, движущееся хаотично. Бессознательное стало осязаемым. Теперь у героя есть возможность вступить с ним во взаимодействие. Но ему страшно. Ведь нет инструкции. Нет подсказки, что и как надо делать.
Поезд не дает герою спокойно жить и все время вклинивается в уютное и приятное в своей понятность бытие. Провоцирует. Как сыр в мышеловке. Хочется, но если поддаться желанию, результат будет смертелен. Так герой и мечется между хочется и колется, то несясь навстречу поезду, то от него. И ему бы вскочить на подножку этой невероятной, непредсказуемой жизни, но он физически и морально на это не способен. В его мозгах все разложено по полочкам. Но это еще полбеды. Полок всего раз, два, и обчелся. Снова конфликт: впереди тупик, а отступать некуда. Поезд не может исчезнуть: желание уже вырвалось из-под контроля своего обладателя. Да и сам обладатель существует на этом свете. И герой разрешает этот конфликт, бросаясь навстречу воображаемой свободной жизни. И его поглощает свет. Тот самый пресловутый свет в конце туннеля. А туннель – это рамки, которые выстраивает вокруг себя общество. И вот появляется нечто новое. Живой железный организм. Компромисс, единственно верный результат, в котором соединился и никчемный, скованный условностями человек, и сбежавшее от него неограниченное бессознательное.

Данную вещь можно смотреть по-разному: с оглядкой на психоанализ или как необычный мистический рассказ об одной из токийских легенд. Так или иначе, вещь достойна внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий