Поиск

воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Kareshi Kanojo no Jijou

Название: Kareshi Kanojo no Jijou (His and Her Circumstances, Kare Kano, С его стороны - с ее стороны)
Тип: 26 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: романтика, комедия, драма, сёдзё
Год: 1998
Студия: GAINAX, J.C. Staff



Немножко (или множко?) спойлерно

Это анимэ почти заставило меня поверить в то, что оно читает мои мысли. Казалось бы, какие могут быть сюрпризы в сериале про школьную любовь? Оказалось, могут. И аккурат на зародыше штампа.
Сначала, как это и положено в подобном жанре, героиня влюбилась в героя и стала думать о том, как ему признаться. Меня, вообще-то, неопытного зрителя школьных ромкомов, одолел напряг. Жизнь кончена, подумала я, сейчас 20 серий она будет краснеть, потеть и трястись от ужаса перед предметом обожания, будучи не в силах сказать ему о своих любовных терзаниях. Ах, как мне ему признаться, ах, а если он меня не любит, ах, а если это я его не люблю, а мне мерещится… И тут раз – в следующей серии свершилось признание. Я глазам-ушам не поверила. Ладно, думаю, все худшее впереди, смотрим дальше. А дальше появился весь такой из себя плэйбой с серьгой в ухе, загаром по всему эпителию и патлами до плеч. Меня резко затошнило. А когда ему стала нравиться главная героиня, вообще поплохело. Жизнь кончена, подумала я, сейчас начнется любовный треугольник. А он взял и не начался. Но не успела я расслабиться, как голубкам запретили встречаться! Жизнь кончена, подумала я, сейчас они будут с печалью на челе таращиться в окно и вспоминать дни былой романтики. Куда там! На энной серии я утвердилась в мысли, что уж сильно всё это хорошо, чтобы быть правдой. Почему все такие няшки? Где злодеи? Где мстители и завистники? И опа – две злыдни сразу! И снова разгром стереотипов. Ну, в общем, анимэ меня победило. Счет «бесконечность:ноль» в пользу «Kare Kano».
Впрочем, оставим вечную борьбу критика и шаблонов. Лучше поговорим о прочих составляющих. А они если не шикарны, то хотя бы оригинальны и неожиданны. К примеру, визуальный стиль. Вот уж где авторы наэкспериментировались вволю! Сначала замирающие кадры из манги, потом десять миллионов фотографий, потом вообще безудержное буйство стилей в 19-й и 26-й сериях. К этому стоит добавить также постоянно меняющиеся эндинги, в которых камера движется то по реальной японской школе, то по улице, а то и вовсе по воде. Куда-то. Зачем-то. Непонятно, но интересно. Впрочем, временами мне казалось, что с мелькающими фото все же перебарщивали.
Герои великолепны. Они роскошны не только неисчерпаемым набором рожиц, гримас и мосек, но и глубиной своего внутреннего мира, своим развитием и ростом. Они такие разные, что в какой-то момент поражаешься, что они делают не только вместе как пара, не только вместе как компания друзей, но и вместе как участники одного сценария. Только дико умильная собака, кажется, впишется везде.
Не могу промолчать и про сэйю. Обычно для анимэ подбирают более-менее обычные голоса, то есть приятные, правильные, с верной дикцией, интонациями, из-за чего они временами кажутся, как бы выразиться… учебными. Словно это идеал того, как надо произносить те или иные слова, эдакое аудиопособие «Говорим по-японски». В этом сериале самое большое число необычных голосов, которое я когда-либо встречала в анимэ. Авторы как будто нарочно подбирали неформат. Но этот неформат попал в десятку. Голоса звучат одновременно противно и притягательно. И это, черт возьми, здорово.
Звуковое сопровождение выше всяческих похвал. Хотя бы потому что оно очень скудное, но при этом богатое. Парадокс, да. Вот, скажем, звучащая в эндинге песня прицепится к вам надолго и будет вызывать бешеное желание напевать ее постоянно, везде и при любой возможности. И вызывать судорожную выработку эндорфинов, обнаруживаясь то в виде караоке, то тихонько звучащей фоном в середине какой-нибудь серии. В ее отсутствие для передачи энного количества настроений создатели использовали отрывок из «Князя Игоря», исполняемый то на скрипке, то на гитаре, то на фортепиано.
По сути, из минусов или, скорее, не вызвавших восторга моментов можно назвать только не ясно к чему делаемое вступление про тяжелую экономическую обстановку в стране и конец века. Сюжет анимэ не имеет к этому никакого отношения и, как мне показалось, такому вступлению даже противоречит. Возможно, в этом вся соль, но мне этот ход показался лишним. Или недостаточно обыгранным.
Вторая печаль – это оборванная концовка. Сериал снимался по манге, которая закончила выходить лишь в 2005 году, само же анимэ экранизировали в 1999-м. События сериала охватили каких-то восемь томов из двух десятков имеющихся.
Ну а в целом – о чем это? Анимэ, рассказывая о банальном - влюбленных школьниках – затрагивает гораздо больше. Здесь и тема семьи, и дружба, и самопознание, и всё та же любовь, такая многообразная, такая парадоксальная и неожиданная.
И все же, несмотря на жанровую принадлежность, это анимэ о Человеке. О противоречивом и не знающим самого себя существе, которое пытается понять, постичь, принять… И да, полюбить.
Поиск себя – еще одна проблема, поднимаемая авторами. Они много размышляют устами героев, задают тысячи вопросов, пытаются дать ответы… и снова задают вопросы. Я притворщик? Я настоящий? Какова моя истинная суть? Кто я? Какой я?
И, как ни странно, здесь уместно простое решение, предлагаемое хотя бы гораздо более поздним анимэ «Colorful». Мы все многоцветны. В каждом человеке бесконечное количество оттенков и граней. Мы не можем быть просто хорошими или просто плохими. Мы не можем быть кристально честными. Или насквозь лживыми. Мы – это просто мы.
И когда понимаешь это, осознаешь, что всё гораздо проще, чем кажется. Происходящее в мире, что внешнем, что внутреннем, гораздо шире рамок, в которые его загоняют стереотипы. И поэтому нет ничего странного в том, что настоящий человек, а не созданный образ, тоже может стать идеалом, эталоном и кумиром.
Ну а пока герои этого не поняли, зритель имеет отличную возможность понаблюдать за их движением к собственным маленьким истинам, тем более что в этом анимэ на редкость неординарная, глубокая и задевающая за живое передача чувств.

P.S. Так много написано… Но такое ощущение, что можно написать еще целый том, а так ничего и не сказать об этом анимэ. В нем столько всего… Оно отдаёт: эмоции, мысли, радость, тепло… Кажется, что это источник, который не исчерпаешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий