Поиск

вторник, 30 октября 2012 г.

Birth

Название: Birth (Мир Талисмана, World of the Talisman, Planet Busters)
Тип: OVA, 80 мин.
Жанр: фантастика, приключения, комедия
Год: 1984
Студия: Kaname Production



Два подростка на отдаленной планете оказываются втянутыми в противостояние между искусственной "инорганической" цивилизацией и самой Вселенной, в процессе которого сражаются, убегают, догоняют, в конце происходит вообще непонятно что. (с)

Первая OVA, созданная на студии Kaname Production. Предшественник прекрасной, но бессмысленной "Леды". Если ее вы посмотрели раньше, встречайте привычные постапокалиптические пустоши, фэнтези-аналоги мотоциклов, юную героиню и приключения! Вот только тамошнему визуальному стилю придется сделать ручкой.
Картинка в OVA просто чудовищная, перемещения героев в пространстве не поддаются законам гравитации, рисовка довольно необычная, но скорее в плохом смысле, чем в хорошем – персонажи все время корчат непонятные рожи, все существа какие-то аморфные и иногда смахивают на желе, до такой степени они могут коверкать свою форму. Дизайн ГГни явно выдумал извращенец – детское личико и тело взрослой сексапильной девушки из хентая, при этом на своем мопеде она летит исключительно отклячив нехилую пятую точку, которая постоянно маячит в кадре.



Лица у ребят просто жуткие.



Впрочем, если взять себя в руки и посмотреть на монитор под другим ракурсом (во всех смыслах), ситуация несколько меняется. Дело в том, что за дизайн и анимацию отвечал ныне покойный Ёсинори Канада. Используя микроскопический бюджет, он умудрялся создавать картинку, которая выглядела дорого и была супердинамичной. Что-то похожее сейчас делает студия 4 градуса. И не только она. Работая с Хаяо Миядзаки (Навсикая, Кики, Тоторо, Мононокэ и др.), Канада не брезговал ни OVA, ни TV форматами. Скажу честно, подобный стиль мне не по душе. Однако исторической ценности «Мира Талисмана» мое личное мнение не преуменьшает. К анимации также приложил руку молодой Хидэаки Анно, будущий автор «Евангелиона».
Музыку написал Хисайси Дзёэ, один из самых известных японских композиторов. Он создавал саунтреки для творений Миядзаки и анимэ других авторов, писал музыку для фильмов и игр. Хисаиси рекордное количество раз (четыре) получал награду японской киноакадемии в номинации «Лучшая музыка к фильму». Три из них — награды за музыку к фильмам Такэси Китано («Сонатина» (1993), «Ребята возвращаются» (1996), «Фейерверк» (1997). Также он написал для Китано саундтреки фильмов «Сцены у моря» (1992), «Кикудзиро» (1999), «Брат якудзы» (2001), «Куклы» (2002) и «Ямато» (2005). Хисаиси много работает для телевидения и участвует в создании рекламы. Он также создал музыкальное оформление Параолимпийских игр 1998 года в Нагано. В 2001 году дебютировал в качестве режиссера, экранизировав собственный сценарий.
Разжевываю, в чем суть этого визуального кошмара. Есть органика (людишки) и инорганика (роботы), первое – хорошо, второе – плохо. Первое должно жить и развиваться, второе существует для того, чтобы этому помешать. Дабы уничтожить инорганику, из всей жизненной силы Вселенной был создан ШЕЙД, меч. Запомнили? Забудьте. Всё сказанное не получает никакого развития, плавно перетекая в другой сюжет: есть некое оружие, которое легко уничтожит инорганику, но и всю планету вместе с ней. Кстати, данная линия появляется уже к самому концу, а до нее полчаса продолжается утомительная и безумно скучная погоня каких-то зеленых уродов-иноргаников за жопастой главной героиней. И затем не менее скучное бегство от других иноргаников.
Если вы не фанат олдскула, вам глубоко плевать на исторические корни, биографии многочисленных анимэ-деятелей, лучше сразу проходить мимо. Потому что «Birth» - это темное дело, рождающее одни лишь вопросы.
Для начала, неясен возраст целевой аудитории. Непонятно, то ли это для детей (погони, роботы, глазастые желеобразные шарики (помните такую штуку как Blobwars? то же самое)), то ли для взрослых (формы героини, шутки на тему кризиса среднего возраста, недвусмысленные намеки).
Невозможно понять, то ли над этой OVA надо смеяться, то ли искать в ней глубокий философский смысл. Первое, по идее, имеет место быть, поскольку периодически появляются вставки про житье-бытье престарелой семейной парочки. А пораскинуть мозгами о бренном и вечном волей-неволей приходится уже перед самыми титрами, во время беззвучного диалога двух неизвестных барышень.
Разгадка проста и сложна одновременно: существует не только оригинальная японская версия, но и две американских. Первая вышла в 1987 году и называлась «The World of the Talisman», позже став уже «Planet Busters». В этой версии были изменены имена, а также сведен до минимума специфический японский юмор, дабы OVA стала доступной для понимания американской молодежи. Диалоги и музыка, естественно, тоже подверглись редактуре. Вторая версия вышла аж в 2004 году и была уже гораздо ближе к японскому первоисточнику.
Казалось бы, все встало на свои места. Чудные восточные шутки западному зрителю не раскусить, смысл приходится понимать в меру своей испорченности и тяги к глубокому анализу. Но как бы зритель ни напрягал извилины, так и останется загадкой первоначальная задумка авторов – что они хотели показать, сказать или от чего предостеречь.
Если смотреть это анимэ глазами обычного среднестатистического зрителя, увидите лишь скучное фэнтези-действо со сквозящей в каждом кадре пошлостью. При наличии желания заглянуть за кулисы и мысленно переместиться более чем на 30 лет назад OVA заиграет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий